Интурмаркет 2020 02.10

Сергей Войтович: «Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»

В ходе квалификационных матчей сейчас определяются команды, которые будут участвовать в Чемпионате мира по футболу в России с 14 июня по 15 июля. Определяются и страны, откуда к нам вероятнее всего приедут болельщики. И это самое время предпринять активные шаги по продвижению России на соответствующих рынках и наладить деловые связи с местным турбизнесом. Поэтому директор компании «Свой ТС» Сергей Войтович призывает въездных туроператоров отправиться в ноябрьское роад-шоу по Латинской Америке, которое проводит Ростуризм.

Как показывает мировой опыт, именно участие туроператоров позволяет привлечь на крупные спортивные события подавляющее число «правильных» болельщиков – тех, которые не создают проблем организаторам. Для российских турфирм это еще и возможность выйти на новые рынки. О тонкостях подготовки к ЧМ-2018 и организации приема болельщиков мы и беседуем с Сергеем Войтовичем.

 

- Сергей, «Свой ТС» больше ассоциируется с въездным туризмом, нежели со спортивным. Какую долю этот сегмент сейчас занимает в ваших объемах?

- Небольшую, у нас спортивными туристами занимается один отдел. Но это очень интересная и перспективная часть работы. Огромный опыт дала Олимпиада в Сочи – мы приняли там 25 тыс. туристов, размещали на круизных лайнерах. Все было непросто, но результат – замечательный, гости остались довольны. В прошлом году принимали туристов в дни чемпионата по хоккею в Санкт-Петербурге. Очень хорошо уже три года работаем с «Формулой-1» в Сочи, предлагаем размещение и билеты на соревнования.

 

- Что для вас значит «очень хорошо»?

- Это – тысячи туристов. За первые три Formula 1 Russian Grand Prix мы реализовали более 6 тыс. пакетов «билет + размещение». Всего за последние годы на 20 различных соревнованиях в восьми странах наша компания обслужила примерно 45 тыс. туристов. Это футбольные и хоккейные чемпионаты, Олимпийские игры, Уимблдон, Роллан Гаррос и другие ведущие мировые спортивные события. Ниша свободная, из туроператоров на этих направлениях никто не работает.

 

- Почему? Болельщики – трудные клиенты?

- Трудные. И чтобы честно работать с болельщиками, надо иметь статус, что даже заслужить непросто. Условно говоря, я не могу купить билеты на сайте FIFA и потом перепродавать их своим клиентам – как и на Олимпиаде, количество билетов, выдаваемых на руки, строго ограничено. Но на Олимпиаде мы были партнером оргкомитета, и «билетный вопрос» так остро не стоял.

Статус эксклюзивного партнера FIFA по продаже официальных пакетов с билетами на матчи нам удалось получить лишь в Иране, так как в России такой партнер уже есть – компания Match Hospitality. И нам сейчас интересно работать в Иране, потому что там очень азартные и преданные болельщики. Стотысячный стадион заполняют легко! Сборная по футболу самая сильная в Азии. Она уже квалифицировалась и точно едет в Россию. Для иранцев эта поездка очень важна, ведь им во многие страны нужны визы, а с нами безвизовый режим. Тем более что страна долго жила под санкциями, никуда особенно поехать было нельзя. Как партнер FIFA мы продаем им полные пакеты с билетами, а гостям из других стран – без входных билетов. Рассчитываем принять на футбольном чемпионате не менее 10 тыс. иранских болельщиков.

 

- А сколько вообще к нам может приехать болельщиков? Какие-то цифры уже известны?

- Это самая большая интрига предстоящего футбольного чемпионата! Можно сказать, что точно будет примерно 150 тыс. представителей так называемой «семьи» FIFA, то есть разного уровня руководителей и представителей головного офиса федерации и ее региональных отделений. Например, от футбольного союза Китая приедет не менее 100 человек, хотя их команда может даже не участвовать в играх. Это – некая константа любого Чемпионата мира по футболу. Но футбольный рынок огромен – в странах только Латинской Америки более 390 млн (!) человек, которые любят футбол и знают толк в этой игре. Согласно официальной статистике FIFA, на ЧМ-2002 в Южной Корее приехало более 2 млн человек, в 2006 году в Германию – почти 3,5 млн, в ЮАР – около 3,2 млн, в Бразилию – 3,4 млн. Сколько будет в России, сказать трудно. В любой стране проведения мирового турнира прогнозировать число гостей можно, но угадать довольно трудно.

 

- От чего больше всего зависит эта цифра – от географии страны-организатора, от ее политического строя или от состава команд-участников?

- Всего понемногу, но больше всего – от списка команд-участников. Например, на ЧМ в Бразилию не поехали заядлые болельщики британцы, потому что их команда «пролетела» мимо. У нас сейчас есть опасность, что не поедут итальянцы, тоже очень футбольный народ. Но хорошо, что уже квалифицировались Бразилия, Аргентина, Уругвай, где футбол – почти религия, болельщики боготворят свою команду и готовы следовать за ней куда угодно. Первые места по продажам билетов на матчи, по данным FIFA, традиционно занимают Мексика, Бразилия, а также США, где много иммигрантов опять же из Латинской Америки. Сами американцы – поклонники «своего» футбола, а не европейского. И, кстати, команда США впервые за 30 лет проиграла квалификационный матч и не попала на ЧМ-2018. Поэтому сейчас, я считаю, самое время работать с рынками Латинской Америки, продвигать среди болельщиков наш чемпионат и страну как направление. До этого было рано, потому не было известно, кто будет участвовать в ЧМ в России.

 

- Зачем продвигать, если, по вашим словам, болельщики и так поедут?

- Объясню. Мы участвовали уже в нескольких крупных спортивных событиях и довольно хорошо представляем себе портрет болельщика. Считается, что главный клиент туроператора – это так называемый традиционный болельщик-турист, обычно семья из трех человек. Муж ходит на футбол, жена с ребенком отдыхает или они вместе проводят время между матчами. Такие туристы едут из многих стран, обычно на 7-8 дней. Но, вопреки распространенному мнению, на долю этих болельщиков – как организованных, так и не неорганизованных – приходится менее 20% от общего потока.

А самая распространенная группа – это болельщики, которые следуют за своей командой, переезжая из одного города в другой в соответствии с расписанием игр. Эти люди, приехавшие самостоятельно или тургруппой, составляют примерно 40% потока. И, что особенно важно, едут они на 14-16 дней из самых перспективных для российского туризма стран – Китая, Латинской Америки, Ирана. Вот, например, этим летом на играх Кубка конфедераций немцев не было, а чилийцы приехали. Один из них рассказал мне, что для этого даже дом заложил, вернется – будет «отрабатывать» его назад.

И вот за эту самую многочисленную аудиторию российскому турбизнесу надо побороться. Если мы не сумеем вовремя предложить свои услуги, доказать, что в России спокойно, безопасно, интересно, они или поедут «своим ходом» и будут представлять собой разрозненные кучки плохо ориентирующихся в нашей большой стране людей, или не поедут совсем. Потому что Россия для большинства латиноамериканских туроператоров – весьма экзотическое направление, так что клиентов, которые к ним сейчас обратятся насчет поездки к нам, скорее всего, просто отговорят – во избежание проблем. К тому же, как показывает мировой опыт, участие туроператоров в процессе отправки болельщиков – это гарантия безопасности для государства.

 

- То есть с туроператором мы получаем организованные группы болельщиков, к тому же охваченные культурной программой, в противном случае – толпу?

- Можно сказать и так. Но не стоит забывать про еще одну группу гостей чемпионата, которых болельщиками можно назвать условно. Это представители крупнейших международных корпораций, которые считают обязательным побывать на столь престижном спортивном событии. Речь идет о компаниях уровня Coca-Cola, Microsoft. Они прилетают на своих самолетах, бронируют «царские» ложи – едут не столько посмотреть игры, сколько себя показать. Если какой-либо известной корпорации не было на ЧМ, это знак, что дела у них могут быть плохи.

Представители таких компаний всегда приезжают через турагентства. И для этих турагентств также очень важна позиция страны-организатора чемпионата, ее активность на внешних рынках. Корпоративные гости ценны для туризма тем, что создают общественное мнение в своей стране. Простой болельщик может о своих впечатлениях рассказать соседу, а представитель крупной корпорации – в СМИ, в бизнес-среде. Россия умеет проводить большие спортивные мероприятия, мы уже это доказали. Я сам свидетель, что все у нас работает, волонтеры улыбаются, полиция дружелюбная, гостеприимство реально на уровне. ЧМ-2018 – не только спорт, это еще и отличная возможность продвижения страны как туристического направления. И я призываю въездных туроператоров отправиться в роад-шоу по Латинской Америке, которое проводит Ростуризм.

 

- Когда оно пройдет?

- На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id), об организации внутренней логистики в дни чемпионата в разных городах России.

Как я уже сказал, 99% латиноамериканских туроператоров ничего о России не знают да и не хотят знать. Общение с российскими компаниям поможет снять многие страхи и опасения. В роад-шоу будет участвовать также Ассоциация российских болельщиков, которая организует в России свой «чемпионат» – среди болельщиков разных стран. Думаю, местным туроператорам будет интересно об этом узнать. По экспертным оценкам, из Бразилии ожидается порядка 25 тыс. болельщиков, из Чили – 20 тыс., из Аргентины – 10 тыс. Еще примерно 3-3,5 тыс. может приехать в Россию из Уругвая. После Латинской Америки роад-шоу запланировано в Испании, затем – крупнейшая международная туристическая выставка FITUR в январе в Мадриде.

Уже 23 сборные обеспечили себе участие в финальной стадии чемпионата мира: команды России (как представитель страны-организатора), Англии, Аргентины, Бельгии, Бразилии, Германии, Египта, Ирана, Исландии, Испании, Колумбии, Коста-Рики, Мексики, Нигерии, Панамы, Польши, Португалии, Саудовской Аравии, Сербии, Уругвая, Франции, Южной Кореи и Японии. Остальные определятся после ноябрьских стыковых матчей. Жеребьевка, по итогам которой станет известно, кто и в каких городах сыграет, пройдет 1 декабря в Кремле. Тогда же стартует второй этап продажи билетов на чемпионат, и до марта-апреля туроператоры могут спокойно формировать турпоток.

 

Беседовала Светлана Ставцева, RATA-news

Версия для печати