Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

«Мы без сомнений вошли в число учредителей «СанКурТура»

08:07, 16 июля 2003

«Раена» – ведущий туроператор по Кавказским Минеральным Водам. В начале беседы с ее генеральным директором Кариной Севян мы попросили, по возможности, подвести промежуточные итоги продаж этого года.

- В сухих цифрах анализ первого квартала показал увеличение объемов наших продаж в 3,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2002 года. Показатель это очень высокий, и для нас это особенно важно в связи с тем, что в целом в первом квартале загрузка на Кавминводах снизилась на 10 тыс. отдыхающих.

- Статистика нерадостная…

- Отчасти такое положение дел связано с тем, что с рынка фактически ушел Фонд социального страхования. На Кавказских Минеральных Водах много профсоюзных здравниц, которые на 80-90% заполнялись за счет ФСС. Многие из них еще не переориентировались, хотя бы частично, на другие формы реализации путевок. Ценовая политика многих санаториев непривлекательна для туроператоров, особенно для тех, кто изначально не нацелен на работу с Кавминводами. Из-за отсутствия льгот операторы не могут сконцентрировать инвестиции в этом направлении в необходимом объеме. Кроме того, с 1 октября вступают в силу поправки к Земельному кодексу, в результате снимаются льготы по налогу на землю, которые до сих пор предоставлялись здравницам. Если раньше санатории с гордостью предлагали отдыхающим воспользоваться не только своими медицинскими услугами, но и огромными парками, то теперь сумма налогов на землю значительно увеличится, да еще при упавшей загрузке. В общем, не исключено, что отказаться придется не только от парков… Есть здравницы, которые можно условно отнести к уровню «выше среднего», где на середину июня заполняемость была около 20%. Уменьшение загрузки санаториев влечет за собой снижение притока денег в регион, нет возможности улучшать диагностическую базу и жилой фонд санаториев, это плохой прогноз на следующий сезон.

- С какими трудностями сталкиваются туристические компании, решившие заниматься лечебным отдыхом?

- Во-первых, серьезная проблема – непонятный состав путевки. Никто никогда не может точно сказать, за что платят деньги. В путевке не обозначены ни количество, ни состав лечебных процедур, которые получит отдыхающий. Другая трудность – недоподготовленность менеджеров турфирм. Продавать лечебные пакеты – не то же самое, что продавать туры на отдых, ведь речь идет о здоровье клиента. Столкновение санаторно-курортной, туристической и медицинской сфер в области продажи лечебных программ делает особенно необходимым грамотное взаимодействие между ними.

- И как решает проблему взаимодействия с медиками «Раена»?

- Нет практически никакого взаимодействия. Мы столкнулись с тем, что нынешнее поколение российских медиков имеет ограниченное представление о возможностях санаторно-курортного лечения, а тем более - о составе конкретных минеральных вод, показаниях и противопоказаниях. Нередки случаи, когда мы сомневаемся в рекомендациях врачей, с которыми приходят к нам клиенты, и организуем заочную консультацию с врачами санатория, которые нередко подтверждают нашу правоту. Таким образом, у нас налажены контакты с врачами санаторно-курортных учреждений, а взаимодействие с московскими медиками, в том числе и поликлинического звена, пока находятся в стадии разработки.

- Работает ли «Раена» с компаниями, занимающимися оказанием услуг по добровольному медицинскому страхованию?

- Да, конечно. Это новое направление на рынке услуг, и здесь есть некоторые подводные камни. Обслуживать заказы по ДМС могут только организации, имеющие медицинскую лицензию, то есть, отделения санаториев, которые проводят восстановительное лечение или просто оказывают пациенту ряд медицинских услуг. И хотя логичным посредником в этом процессе должна быть турфирма, на сегодня, согласно букве закона, такая компания должна иметь медицинскую лицензию.

- Чем выгодно для санаториев сотрудничество с турфирмами?

- Мировая практика – пакетирование услуг. Клиенту удобнее покупать целиком отдых, а не отдельно санаторную путевку, транспорт, страховку, экскурсии и так далее. Да и выбирать санаторий лучше, руководствуясь не только самостоятельно добытой из газет, проспектов, каталогов, интернета информацией, но и с живыми комментариями профессионалов в данной области, которые регулярно выезжают в командировки, осматривают номерной фонд и лечебную базу, имеют представления о том, что происходит на местах.

- Уже не первый день идет разговор о необходимости создании нового санаторного продукта – специальных и конкретных лечебных пакетов в противовес обычным путевкам, включающим проживание и некий набор медицинских процедур. Как Вы считаете, достигнуты ли какие-то реальные результаты в этом направлении?

- Многие санатории, так или иначе, создают специальные программы, которые продаются параллельно с обычными санаторно-курортными путевками. Начиналось это с облегченных программ - «Неделя природной красоты», «Тур похудания» и т.п. Позже появились более серьезные продукты, одобренные Институтом курортологии, например, ортопедические программы, программы для пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Число таких примеров увеличивается, и хотя, как и во всяком новом деле, здесь есть ряд трудностей. И в том числе - психологическая неготовность некоторых клиентов покупать четко оговоренный пакет услуг вместо иллюзорного обещания получить вместе с путевкой неограниченный доступ ко всем лечебным ресурсам здравницы и лечить все болезни сразу. Тем не менее, мы убеждены, что у этого направления большое будущее, поэтому без сомнений вошли в число учредителей СКО «СанКурТур».

Обсудить в telegram

вам может быть интересно