Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Путешествие в Марокко: Марракеш и Рабат

03:19, 16 марта 2016

Продолжаем рассказ о путешествии корреспондента RATA-news в Марокко по приглашению Марокканского национального офиса по туризму.

Тем, кто хочет разбавить отдых на морском побережье экскурсионной программой, обязательно стоит посетить «имперские города Марокко» – Фес, Марракеш, Мекнес и современную столицу страны Рабат.

Один из самых запоминающихся – конечно, Марракеш. Город необычайно живописен.

Население составляет около миллиона человек, из них четверть живет в «старом городе», еще 750 тысяч – в «новом». Разделяет старый и новый города величественная стена. Дырки в стенах – не поверите, для защиты от скопления воды внутри стены. Впрочем, местное пернатое «население» вовсю их использует для витья гнезд.

Большинство зданий – красного цвета, так что Марракеш частенько называют «красным городом». Такой – между прочим, установленной законом, – «политики окраски» строго придерживаются. Так что если вдруг увидите белое или желтое здание – скорее всего, стройка просто не закончена.

Конечно, побывать в Марракеше и не заглянуть на медину – много потерять:

Медина была создана в XIX веке, а в 1985 году ее внесли в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Марракеш – признанная столица парфюмерии и ароматов; здесь тоже апельсиновые деревья растут на каждом шагу. Однако местные апельсины не едят: употребляют для изготовления знаменитого мармелада, а также духов. Многочисленные парфюмы создаются на базе масел цитрусовых, розы, лаванды, жасмина; амбры, муската… Так что город утопает в запахах.

Наверное, самое известное – и самое потрясающее место в Марракеше, – сад Жака Мажореля. Назван в честь создателя, французского художника XX века, страдавшего от проблем с легкими; лечащий врач порекомендовал ему регулярно ездить в Марракеш поправлять здоровье. Художник приехал – и влюбился в это место. В итоге поселился здесь, загоревшись идеей создать в городе ботанический сад. Уточним, что Мажорель взялся за дело не с бухты-барахты: он был страстным коллекционером экзотических растений, и вкладывал деньги в многочисленные экспедиции в разные части света.

В общем, прикупил Жак землицы на окраине города, и ну собирать отовсюду рассаду, сажать и ухаживать за ней. Надо сказать, ему удалось невозможное: в саду прекрасно себя чувствуют образцы флоры со всех пяти континентов. И, между прочим, это единственное место в Марокко, где растет бамбук!

Неудивительно, что многие называют сад Мажорель одним из чудес света; ежегодно его посещают более 600 000 человек. Спроектирован он так, что кажется намного больше, чем снаружи. Способствуют тому извилистые тропинки, фонтаны, беседки, прудики с лилиями и общая романтическая атмосфера.

Тут же, в бывшей студии Жака Мажореля (Синей вилле) расположился и открытый в 2011 году музей берберского искусства.

Еще здесь выставлены личные коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже – берберские ювелирные украшения, костюмы, изделия из кожи, керамики, дерева и текстиля.

В 1961 году Мажорель, увы, умирает; а в 1980-м его дом и сад покупает не кто иной, как… Ив Сен-Лоран. Тоже влюбившийся в это место, он находил в саду, по словам современников, «неиссякаемый источник вдохновения». Так что вторым своим днем рождения Сад Мажорель обязан известному кутюрье, а еще французскому промышленнику и меценату Пьеру Берже, влезшему в перспективную авантюру: оба господина выкупили участок с садом и домом у вдовы Жака Мажореля.

Любопытно, что распространенный в творчестве известного модельера цвет индиго маэстро назвал «синий мажорель». Именно его можно видеть и во многих элементах оформления сада.

После смерти Ив Сен-Лорана прах был развеян в саду; тут стоит и памятник, а поблизости строится музей кутюрье.

Сегодня сад принадлежит Фонду Мажорель, основанному тоже Сен-Лораном: тот поставил условие, чтобы сад никогда не продавался и не переходил в частные руки.

Еще Марракеш знаменит своей центральной площадью, которая «оживает» каждый вечер. Кто хочет ощутить максимально плотную «ауру востока» – вам сюда: водоносы, фокусники и укротители змей, танцы и песни, сувениры и благовония, яростный торг с криком на всю ивановскую – и тут же после этого дружеские объятия… И – невероятный марокканский чай с мятой, на каждом шагу.

 

 

Рабат – еще один имперский город, и административный центр королевства: здесь расположены все посольства, министерства и тому подобные госструктуры.

Официальная резиденция короля угнездилась в очаровательном дворцовом комплексе.

Кстати, власть короля в Марокко – не декоративная, как в Великобритании, но и не единоличная, как много где еще: в стране «рулит» демократия. Например, правящую партию выбирает население, а вот премьер-министра из этой самой партии уже может предпочесть король; ну и так далее. Паритет интересов налицо.

Грехом было бы назвать Рабат только «канцелярией» Марокко: город этот невероятно красив.

Если Марракеш называют «красным» (благодаря цвету стен зданий), то Рабат – «белый», раскинувшийся по двум берегам реки Бу-Регрег.

Вернее, как: Бу-Регрег разделяет Рабат и Сале (еще один город), которые вместе образуют столичную агломерацию.

А «сердцем» Рабата вполне можно считать крепость Касба Удайя, памятник мавританской архитектуры периода Альмохадов.

Цитадель – дом и пристанище знаменитой «пиратской республики». Да-да, было тут такое государство! Которое наводило ужас на всю округу – ну, водоплавающую. В смысле, передвигающуюся на кораблях.

Столица «пиратской республики» – причем официально признанная, – возникла, судя по историческим сводкам, в 1627 году. Так что стены крепости много чего могли бы порассказать, если б были в состоянии.

Дислокация «искателям удачи» исключительно благоприятствовала: самые оживленные морские пути проходили как раз у берегов Марокко. Так что «пиратскую республику» можно считать первой в истории человечества официальной офф-шорной зоной. Пираты жили как им заблагорассудится (хоть и по собственным законам, даже с избираемым голосованием «президентом») и налоги не платили. Ну а взять крепость штурмом и убедить ее обитателей вести себя прилично было трудновато: Удайя слыла неприступной.

Так что пиратов оставили в покое. Более того, вскоре появились и желающие подзаработать на чужой беде. Некоторые европейские купцы, быстренько оценив ситуацию, успели нажить состояния на перепродаже товаров с захваченных пиратами кораблей.

Ну а сейчас бывшая «пиратская республика» – просто очаровательная крепость, с лабиринтом улочек, кафе, мастерских художников, а также смотровой площадкой, откуда открываются потрясающие виды.

Еще одна из ключевых достопримечательностей Рабата – Мавзолей Мохаммеда V, возведенный в 1967 году. Строили его десять лет, мрамор везли аж из Италии. В результате получилось такое вот «кружевное» чудо, которое относят к неомавританскому стилю:

Мавзолей расположен на той же площади, где и Башня Хасана, считающаяся одним из трех самых красивых минаретов исламского мира. Сейчас высота башни составляет 44 метра, но – то ли еще будет…

Дело в том, что пожелавший ее построить эмир Якуб Аль-Мансур изначально мечтал о самой огромной и высокой мечети в мире. По некоторым источникам, задумка была такова, чтобы в мечети могло одновременно молиться все его гигантское войско.

Поначалу все шло как по маслу: на огромной территории водрузили 354 впечатляющие колонны – по числу дней мусульманского года, – а фундамент должен был быть площадью 183 на 140 метров. Уже начал возводиться минарет из розового камня.

Однако скорейшей реализации планов помешали сначала смерть эмира, а в 1755-м – еще и мощное землетрясение. Которое разрушило изрядную часть уже построенного. То, что вы видите на фото, – лишь остатки. Представляете масштабы изначально задуманного?

В общем, мечеть из «стройки века» превратилась в «долгострой тысячелетия». Который, впрочем, и сегодня поражает своим величием. А сохранившийся минарет сейчас больше известен под названием Башни Хасана; марокканцы почитают его как национальную святыню.

Да и вообще, весь комплекс – с мавзолеем и недостроенной мечетью – можно сказать, священен каждым своим сантиметром. Так что окружен он глинобитной стеной, ворота на ночь закрываются, а охраняют их королевские гвардейцы.

 

Кристина Голубева, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно