РАТА-новости
Дубай октябрь
 
Митт 23.11
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Пак 11.12
 
 
Польша 21.11
 
 
Грекотель 31.07
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Декабрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
музей-москва-сити Метрополь - Туры на Байкал Грекомания с 1 сентября  www.travelnn.ru  TripAggregator A&A с 10 мая
 
 
Главная№4226Сергей Шпилько: «В России вероятен кризис въездного туризма, но его можно предотвратить»

Сергей Шпилько: «В России вероятен кризис въездного туризма, но его можно предотвратить»


Если срочно не заняться решением проблем, которые дают о себе знать уже сегодня, нынешний рост въездного туризма может замедлиться, а то и смениться кризисом в этом сегмента рынка. Об этом заявил президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько, выступая в минувшую субботу на Гайдаровском форуме в Москве.

 

RATA-news попросила главу РСТ рассказать подробнее, о каких проблемах идет речь и есть ли возможность избежать кризиса.

 

- Вы считаете, что Россия стоит на пороге кризиса въездного туризма или имеется в виду отдаленная перспектива?

- Я бы говорил о среднесрочной перспективе, и это вероятный сценарий, которого, впрочем, еще можно избежать. В любом случае, в ближайшие два-три года, в том числе благодаря Чемпионату мира по футболу 2018, показатели въездного туризма будут расти – и по численности размещений в гостиницах, и по количеству ночевок, и по доходам, и по налоговым поступлениям в бюджет. Касается это и доходности на гостиничный номер (RevPAR), и среднего тарифа (ADR).

 

Однако в высокий сезон спрос на поездки в Россию начинает превышать предложение. Соответственно будут активнее расти цены, возникает дефицит качественного номерного фонда и других ресурсов формирования турпродукта. А это, в свою очередь, может через несколько лет привести к снижению конкурентоспособности отечественного турпродукта и антирекламе страны как туристического направления. Именно так было в период с 2004-го и до экономического кризиса 2008-2009 годов.

 

Выступая на форуме, я привел цитату из своей статьи в журнале «Финансовый эксперт» за 2004 год: «Сейчас есть основания предположить, что страна стоит если не на пороге очередного кризиса въездного туризма, то, по крайней мере, серьезного торможения темпов его роста». Так и случилось, и это видно на динамике международных прибытий из стран дальнего зарубежья за 2004-2009 годы. Прибытия из стран СНГ исключены, чтобы картину не искажала трудовая миграция.

 

 

Международные прибытия из стран дальнего зарубежья в Россию

1991-2015 гг. (млн)

 

- А что случилось сейчас, что изменилось по сравнению с предшествующим периодом, почему возникла в перспективе угроза кризиса?

- Во въездном туризме на смену рынка покупателя приходит рынок продавца. До последнего времени показатели въездного туризма тоже росли. Конечно, из-за экономических и политических проблем этот сегмент рынка лихорадило, в частности, в 2014 году, но, в конечном счете, динамика была впечатляющей. В качестве примера можно взять Москву, которая принимает сегодня больше всего иностранных туристов. В 2015 году услугами коллективных средствах размещения Москвы воспользовалось 2,1 млн иностранных граждан, что составляет 37% этого показателя по стране в целом.

 

 

Динамика показателей развития гостиничного комплекса Москвы

2010-2015 гг.

 

Но все время с 2009 года предложение гостиничных услуг в столице превышало спрос, поэтому цены на размещение росли медленно, было много спецпредложений, шла борьба за каждого клиента. В итоге загрузка выросла до 70-75%, а у сетевых гостиниц в высокий сезон еще больше. Этому способствовал и разворот к развивающимся, в частности, азиатским рынкам, начатый еще до экономических санкций и резко ускорившийся в связи с обострением внешнеполитической ситуации. Не случайно у нас так динамично растут туристические прибытия из Ирана, Южной Кореи, Индии, Израиля и целого ряда других стран. А в числе лидеров есть страны с большой емкостью рынка и стремительно растущим выездных туризмом. Один Китай чего стоит. К тому же начал восстанавливаться турпоток из Европы, по крайней мере, групповой, прибывающий через туроператоров, который несколько просел в 2014-2015 годах.

 

Таким образом, если до 2016 года предложение услуг размещения в высокий сезон превышало спрос, то теперь по качественному номерному фонду наметилась обратная тенденция. В этой ситуации московские гостиницы, которых, к тому же, поджимает рост издержек, выставили туроператорам на 2017 год цены выше прежних на 10-15%. Что само по себе не критично, если в дальнейшем этот рост не ускорится. Тем более что в Москве вводится много новых отелей, что способствует сохранению конкурентной среды.

 

В Санкт-Петербурге ситуация сложнее. В высокий сезон гостиницы уже битком, и не только из-за популярности города, но и потому, что номерной фонд там вдвое меньше, чем в столице. В Москве, по данным Росстата, в 2015 году было 50,1 тыс. номеров, а в Петербурге – 25 тыс. А туры для иностранных туристов в абсолютном большинстве включают посещение и Москвы, и Питера. Поэтому и цены, выставленные питерскими отелями туроператорам на нынешний год, увеличились уже на 15-30%, а то и больше. Туроператоры вынуждены сокращать сроки пребывания туристов в Петербурге, включая в программу посещение других городов.

 

- То есть проблема в нарастающем дефиците номерного фонда?

- Не только. Остро не хватает современных туристических автобусов, предназначенных для междугородних перевозок – с большим багажником, соответствующей компоновкой салона, удобными для дальней дороги креслами и т.д. Сложности возникают с посещением туристическими группами популярных музеев, в частности, московского Кремля. Не хватает гидов с редкими языками, которые очень нужны для работы – и с китайскими группами, и с туристами из других восточных, да и ряда европейских стран.

 

Любая недостающая или некачественная услуга в составе турпродукта портит впечатление от поездки в целом. И, рано или поздно, зарубежные партнеры просто не будут поставлять группы без гарантий соблюдения всех требований, в том числе по транспорту, переводу и посещению наиболее известных объектов показа.

 

- Вы полагаете, что все эти проблемы можно решить оперативно?

- Во всяком случае, надо срочно расшивать узкие места на пути турпотоков, от номерного фонда до виз. Не случайно в списке наиболее растущих по прибытиям стран – безвизово-групповой Китай, безвизовые Южная Корея и Израиль, а в бытность безвизового въезда в нем была и Турция.

 

Главное сейчас – активнее наращивать качественный номерной фонд, учитывая, что средний срок реализации гостиничного инвестиционного проекта составляет три-пять лет. Необходимо создать инвесторам условия не хуже, чем в Европе. Не душить коллективные средства размещения в регионах налогами на землю и имущество при переходе на кадастровую оценку. Не спешить с курортным сбором.

 

И, конечно, надо оперативно решать и другие упомянутые проблемы. Например, по туристическим автобусам – путем их централизованной закупки, обнулением таможенных пошлин на машины с двигателями Евро 5 и Евро 6.

 

А по большому счету, надо делать новую федеральную программу развития внутреннего и въездного туризма, которая полнее учитывала бы последние тенденции мирового туристического рынка и содержала новые подходы к решению старых проблем.

 

- Почему вы упоминаете, в основном, Москву и Петербург?

- Замечательно, что больше иностранных туристов стали принимать Казань, Сочи, пользуются популярностью Золотое кольцо, Байкал, Камчатка и другие регионы. И расширение этой географии, включая и Крым – одна из важнейших задач. Но пока, повторю, по данным Росстата, больше 55% размещавшихся в российских гостиницах иностранцев и львиная доля организованного въездного турпотока приходится на отели Москвы и Петербурга.

 

Впрочем главные «въездные» проблемы у регионов общие. Необходимо оптимизировать соотношение цены и качества турпродукта, расширить его ассортимент и создать предложение в объеме, необходимом для удовлетворения спроса. Иначе кризисный сценарий развития въездного туризма, пусть не сейчас, но в недалекой перспективе становится неизбежен.

 

Не будем забывать, что дефицит платежного баланса России по статье «Поездки» за 1995-2014 годы вырос с $7 млрд до $38 млрд. Иными словами, граждане России вывозили за рубеж валюты в пять с лишним раз больше, чем ввозили к нам иностранцы. Сейчас, условиях снижения выездного туризма, дефицит по этой статье баланса несколько сократился. Но в корне изменить эту ситуацию могут только неотложные и кардинальные меры.


 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал 1 Анапа 27.04
Visit Japan - виза
 
 
Говорят профессионалы
 
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
«Операторы «Мостурпула» работают на общие цели и хотят, чтобы власть их слышала»
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
ассоциация «Мостурпул»
руководитель
И еще интересная «деталь». Министр культуры РФ Владимир Мединский своим приказом с 1 января 2015 года отменил для детей входную плату в федеральные музеи. Но в ответ на это музеи Московского Кремля в два раза, до 4 000 рублей, увеличили стоимость экскурсии и сократили количество детей в группе...
«Задача TUI в России – стать туроператором номер один по семейному отдыху»
Тарас ДЕМУРА
TUI Russia
генеральный директор
Трудно поверить, что из миллиона туристов, которые ежегодно принимают на Алтае, нельзя "набрать" 50 тысяч, которые отправятся туда через туроператора! Мы порой воюем за 30 туристов в Таиланд, а тут речь о тысячах. TUI Group каждый год отправляет в Мурманск 12 международных круизов, на которых россиян вообще нет
«В России вероятен кризис въездного туризма, но его можно предотвратить»
Сергей ШПИЛЬКО
Российский союз туриндустрии
президент
Любая недостающая или некачественная услуга в составе турпродукта портит впечатление от поездки в целом. И, рано или поздно, зарубежные партнеры просто не будут поставлять группы без гарантий соблюдения всех требований, в том числе по транспорту, переводу и посещению наиболее известных объектов показа
«Средненькие исходные данные наших гостевых домов мы превратили в серьезные преимущества»
Светлана МАРКОВА
гостевые дома «Усадьба Добролюбово» и «Медвежий угол»
директор
«Повышенную душевность» поощряем финансово. Зарплата администраторов доходит до 50 тысяч рублей, горничных – до 35 тысяч. Так что и в «Добролюбово», и в «Медвежьем углу» сотрудники порой получают больше, чем их коллеги в Москве. И мы можем себе это позволить
«Есть люди, которые по складу характера не подходят для отельного бизнеса, но не всегда это вовремя понимают»
Марина СКОКОВА
Hilton Moscow Leningradskaya
генеральный менеджер
Когда я пришла в «Ленинградскую», было неожиданно услышать от коллег: «Как хорошо, что у нас теперь генеральный менеджер - россиянка!». А дело, в том числе, в отсутствии барьера – не только языкового, но и ментального. Иногда ведь надо и «по душам» поговорить
«На следующий год мы заложили рост по туристам на уровне 5-7%, потому что существует инерция бизнеса»
Сергей РОМАШКИН
Дельфин
генеральный директор
Выездные туроператоры пришли в отели и авиакомпании с большими объемами, сформировали у себя и у них завышенные ожидания. Любой рынок, где все убеждены в росте, начинает безосновательно дорожать, риски растут для всех участников. Если реальный спрос окажется хуже ожиданий - потерь не избежать
«Глубина продажи услуг санатория "Знание" достигает двух с половиной лет»
Дмитрий БОГДАНОВ
санаторий «Знание»
генеральный директор
«Я всё о том же: нет смысла стоять пустыми, ищите и привлекайте свою аудиторию. Даже несмотря на то, что следующий год предполагается очень непростым, для тех, кто действительно захочет прибавить 25-40% к выручке, а по доходности и побольше, это абсолютно реальная задача»
«Число российских туристов на Шпицбергене за год выросло втрое»
Тимофей РОГОЖИН
Центр арктического туризма «Грумант»
руководитель
Многие туристы и в зимних, и в летних турах называли его "доступной Арктикой". И действительно, это самый близкий и доступный вариант путешествия в Арктику. Мы это выражение думаем использовать как слоган. Потому что другие места арктической России – это либо дорого, либо нет сервиса, либо нужна хорошая физическая подготовка
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100