РАТА-новости
Польша спа гиф
 
ТурТрансВояж 24.06.2019
 
Мостурфлот 04.07
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Ванд Китай
 
 
 
 
Grecotel май
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Июль
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№3702Сочи – в цитатах и впечатлениях

Сочи – в цитатах и впечатлениях


Первый международный туристический форум, включающий 21-ю выставку «Курорты и туризм», конгресс по внутреннему и въездному туризму, ознакомительно-обучающие туры прошел в Сочи в конце ноября. Побывавший там корреспондент RATA-news делится своими впечатлениями – о форуме, о курорте, вспоминает о его прошлом, пытается предугадать будущее.

 

 

Часть первая. О чем говорили на форуме

 

О приоритете внутреннего туризма. Приводили в пример США, где 80% жителей путешествуют только по своей стране. В Китае внутренний турпоток – около 3 млрд. Япония тоже страна прежде всего внутреннего туризма, хотя иностранных туристов там бывает более 10 млн. в год – в пять раз больше, чем в России.

 

После трехкратного сокращения федеральной целевой программы по развитию туризма (до 5,2 млрд. руб.) власти надеются привлечь со временем дополнительно более 15 млрд. руб. частных инвестиций. Об этом сообщил на форуме в Сочи врио главы Ростуризма Олег Сафонов.

 

 

Ростуризм готов снова поднять вопрос о чартерных авиарейсах на южные курорты из городов-миллионников и надеется получить поддержку правительства. Говорили в который раз и о дотации пассажирских авиаперевозок.

 

Рассуждали о возможности продажи на внутреннем рынке полноценных, недорогих и качественных турпакетов, включающих и проживание, и перевозку, и трансферы, и экскурсии. А также о внедрении на наших курортах так любимой россиянами системы «все включено». Впрочем, кое-где она уже успешно работает – например, в отеле «Ривьера» в Анапе.

 

Мэр Сочи Анатолий Пахомов объявил, что уже в ноябре все места в гостиницах Красной Поляны на зимние каникулы были распроданы.

 

 

Советник руководителя Ростуризма Александр Горохов на круглом столе в рамках форума сообщил о вроде бы близких планах создания национального туристического офиса России. К слову вспомнили о маленьких бюджетах на продвижение туристических возможностей России, приводя в пример Турцию, которая только в нашей стране тратит на это около $12 млн.

 

Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин обобщил в своем выступлении на форуме текущие проблемы российского туризма.

 

 

В частности отметил, что в связи с экономической ситуацией в стране продажи зарубежных туров резко упали. Но возрос внутренний турпоток – по предварительным оценкам, пока на треть, и это не предел. Сочи на фоне других регионов готов к этому лучше, хотя и здесь надо решить немало логистических задач, обеспечить всесезонность прибытий, возрождать черноморские круизы, формировать доступные турпакеты.

 

Генеральный директор компании «Алеан» Илья Уманский вспомнил ситуацию минувшего лета, когда Анапа и соседние курорты были перегружены туристами, которые не хотели стоять в многочасовых очередях на паром в Крым. Если к следующему сезону транспортная проблема Крыма не будет решена, многие откажутся от поездки на полуостров.

 

 

 

 

Часть вторая. Ностальгическая

 

Пару лет назад Ростуризм выпустил фотоальбом «Туристические бренды России». И какой, думаете, бренд оказался для россиян главным? Редко кто сразу угадывает, отвечают – Кремль, Золотое кольцо, Красная площадь... А правильный ответ – Чёрное море. Более 10 миллионов соотечественников каждый год устремляются на юг страны – в несколько раз больше, чем в любые иные отпускные места.

 

 

У каждого россиянина, особенно кому «сорок пять плюс», с «черноморским побережьем Кавказа» непременно связаны воспоминания. Море-пальмы-шашлык, вино-шмурдяк по три рубля баллон, обязательные для «югов» романтические приключения.

 

 

Койки за рубль в сутки, душные столовские очереди, переполненные пляжи – вспоминаем все равно с доброй улыбкой. В юности курортные неудобства не сильно беспокоили.

 

Потом наступил затяжной период охлаждения к нашему югу. Египет, Турция, Таиланд, Кипр, Греция сильно выигрывали в сочетании цена-качество. На Черное море привычно ездили те, кто не потрудился обзавестись загранпаспортами. Известие о Сочи как о месте проведения Олимпиады многие восприняли скептически: облажаемся на весь мир. Не тут-то было! Россию и вместе с ней нашу южную курортную столицу ожидал триумф!

 

 

 

Часть третья. Скептическая

 

Из зимнего олимпийского Сочи многие возвращались с выпученными глазами. Можем ведь, если захотим! От критиканов, ноющих о многократном превышении запланированного бюджета отмахивались.

 

Отрезвление наступило в начале летнего сезона. Отменили «жирный» саммит «большой восьмерки». Эйфорично взвинченные отельерами цены отдыхающие не поняли, Сочи пустовал. Спортивные дворцы – тоже. Экскурсоводы теперь с удовольствием рассказывают байку, как один из крытых комплексов пробовали подарить Абхазии. Узнав о стоимости содержания гиганта, южные друзья от соседских щедрот отказались.

 

 

Цены гостиницы разочарованно снизили, но поздновато. Лето прошло ни шатко ни валко. Не провально, как боялись, но могло бы и получше. А тут и последствия санкций грянули. О каком-то заметном притоке интуристов-курортников теперь уже и не мечтают. Перспектив заполнить международными форумами, выставками, конгрессами спорткомплексы (а их на одном пятачке только Олимпийского парка с десяток бок о бок) тоже не просматривается. Особенно когда по Сочи ползут слухи об открытии границы с Абхазией и выдаче абхазцам российских автомобильных номерных знаков. К слову, автор этих строк отстоял по возвращении из Гагр в Адлер на таможенном посту вместе с мандаринниками более трех часов.

 

Пляжный сезон закончился. Небольшой всплеск вызвали октябрьский старт в Сочи первого российского этапа «Формулы 1», тем более что контракт с организаторами подписан на несколько лет. Перед городом-курортом в условиях даже некоторого переизбытка размещения при не вполне развитой туристической инфраструктуре встал вопрос о переформатировании Сочи в действительно всесезонный курорт. Вспомнили об изрядно запущенной «лечебной базе». Но особые надежды – на Красную Поляну с горнолыжкой.

 

 

Благо коммуникации к Олимпиаде наладили, и в горы с побережья можно было домчаться меньше, чем за час. Было... Очень некстати, как раз к открытию зимнего сезона, железнодорожники решили свернуть свою работу в Сочи. Нерентабельно, скоростные электрички «Ласточка» и летом ходили полупустыми. Уже осенью число авиарейсов в Сочи резко сократили, железнодорожная связь частично потеряла смысл. С 1 декабря из Сочи в Красную Поляну и в аэропорт (а чтобы из аэропорта добраться поездом в горный кластер, надо делать крюк, возвращаясь в Адлер), оставляют всего 10 пар электричек. А ходило 80 пар.

 

 

Теперь пассажиры по прибытии в аэропорт Сочи чаще добираются и в город, и в Красную Поляну автобусами или такси – не дожидаться же аэроэкспресса часами!

 

Проблемы есть и на автотрассе за пределами олимпийских строек. Мой товарищ в ноябре добирался из Анапы до Сочи почти 10 часов, а это ведь немногим более 300 км.

 

Ну и очередная «пилюля». 3 декабря было объявлено о новогоднем повышении цен на ски-пассы в лучшей краснополянской зоне катания – Роза Хутор. На сорок с лишним процентов. Теперь дневной абонемент стоит 2650 рублей, на три дня – 7700. Всего, напомним, зон катания четыре, но старейшая, «Альпика-Сервис», в этот сезон не работает – на реконструкции. Емкость всего горнолыжного курорта – 10-12 тыс. человек. Очевидно, в зимние каникулы Красную Поляну ожидает небывалый наплыв, ведь за неимением мест в горных отелях многие лыжники станут жить на побережье – на трассы приезжать на день, а к вечеру возвращаться. Да и самих склонов пока не так уж много, курорт-то ведь только начал всерьез развиваться.

 

 

Повышение цен на абонементы немедленно вызвало волну возмущения в соцсетях, а затем и в средствах массовой информации. Организаторы были вынуждены наспех оправдываться, будто забывая, что ажиотаж у ски-лифтов можно было предвидеть еще в конце лета, не продавать лишних абонементов, хотя бы как-то дифференцировать оплату и организовать поток в новогодний пик.

 

 

Часть четвертая. Оптимистическая

 

«Олимпийская энергетика победы» в Сочи, несомненно, присутствует. Уезжающие после форума в Сочи в основном единодушны: «Приедем еще!».

 

Даже в прохладный, иногда хмурый и дождливый несезон и в горах, и на побережье заняться уже есть чем. Аквапарки, дельфинарий, шопинг, велопрогулки по новой Имеретинской набережной, гигантская новозеландская тарзанка в ущелье Мзымты, экскурсионка...

 

 

 

 

Витает в южном морском воздухе мысль и об игровой зоне, о казино. Для нового Сочи такое решение могло бы стать реальным подспорьем, если не спасением.

 

Сочинский форум среди тепла и пальм открывал великоустюгский Дед Мороз. И это тоже показалось всем хорошим знаком. Во всяком случае, даже тени уныния от постоянных невеселых новостей на туристическом фронте ни у кого не наблюдалось.

 

 

А еще по сочинским дорогам бегают медведи! Энергичное видео с таким сюжетом появилось в Фейсбуке. Видимо, случайный, но отличный пиар-ход! Иностранцам же нравится русская экзотика! Да еще рубль упал... Это всегда повод для всплеска въездного туризма.

 

Алексей Чесноков, специально для RATA-news

Фото автора и Shutterstock.com

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал риксос 21.05
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100