Калуга

Количество турагентств сокращается – и в стране, и в реестре «Турпомощи»

По данным информационного сервиса 2ГИС, дважды в год обновляющего справочные сведения о городских бизнесах, за три года с 2015 по 2017 количество турагентств в крупнейших городах страны сократилось на 18%. Но в течение 2014-2015 гг. уменьшение агентского сектора в регионах России было значительнее – порядка 30%.

Количество офисов турагентств в городах-миллионниках росло до лета 2014 года, тот период стал пиковым – в июле в 15 крупнейших городах работали 12414 офисов турфирм, на 12% больше, чем в январе 2013 года. С 2014 года офисы начали закрываться – такая тенденция продолжается уже три года. В Москве их количество сократилось на 21%, в Санкт-Петербурге – на 14%, в Новосибирске – на 23%.

Пик уменьшения количества агентских офисов был пройден в 2015-2016 гг., а негативная тенденция остановилась после возобновления чартерных программ в Турцию в сентябре 2016 года.

Тем не менее, лето 2017 года выдалось сложным, количество туристов и объемы работы у турагентов выросли, а финансовые показатели снизились. Крупные операторы сократили комиссию, многие авиакомпании ввели промотарифы и т.д. Все это привело к падению маржинальности турагентского бизнеса. В такой ситуации агентствам тяжело вести бизнес и решать проблемы только своими силами, поэтому тогда ярко проявилась тенденция к переходу турфирм под крышу известных сетевых брендов. То есть количество независимых турагентств снижалось, сетевых – росло.

Совместное исследование 2ГИС и OneTwoTrip показало, что с октября 2014 по октябрь 2018 самые значительные изменения произошли в Красноярске, где за четыре года количество офисов турагентств снизилось почти на 30%. Второе место по динамике сокращения занял Омск (27%), третье – Ростов-на-Дону (22%). Единственным миллионником, где динамика этого показателя осталась положительной, оказался Воронеж – за четыре года турагентств здесь стало больше на 4%.

 

 

Изменение количество турагентств в города-миллионниках

октябрь 2014 – октябрь 2018

Отвечая на запрос RATA-news, 2ГИС сообщил, что, по данным на 2018 год, в восьми крупных городах точек продажи туров стало больше: в Ростове-на-Дону (рост 8%), Новосибирске (5,2%), Санкт-Петербурге (2,4%), Перми (1,9%), Красноярске (1,6%), Воронеже (1,2%), Омске (0,6%) и Уфе (0,3%). В Самаре количество турагентств не изменилось. В остальных крупных городах с населением свыше 1 млн человек турагентств стало меньше. В частности, в Москве их число сократилось на 1,5%, в Екатеринбурге – на 3,6%, в Волгограде – на 4,3%.

Однако можно предполагать, что по итогам 2018 года картина будет иная. Банкротства крупных центров бронирования Polar Tour, «РоссТур» и др. нанесли серьезный удар по агентскому рынку, многие компании были вынуждены закрыться.

Эту тенденцию отражает и реестр турагентств, который с апреля 2016 г. ведет ассоциация «Турпомощь». На сентябрь 2017 года в нем содержалось около 12 тыс. компаний практически из всех регионов России. Данные на 2018 г. получить не удалось, поскольку в поисковой системе реестра отсутствует счетчик.

Вообще реестр турагентств на сайте «Турпомощи» крайне неудобен для анализа. В отличие от Единого федерального реестра туроператоров, он не показывает цифрой даже количество состоящих в нем турфирм в конкретном городе или области, хотя в прошлом году эту информацию можно было получить без дополнительных усилий. Сейчас данные открываются списком, поэтому приходится считать буквально по строчкам. А это практически подвиг, если учесть, что по некоторым городам в реестр включено несколько сотен турагентств. Но мы такой подвиг совершили.

В таблице представлен топ-32 региональных центров по количеству вошедших в реестр турагентств за 2017 и 2018 год (по данным на 31 октября).

 

 

Топ-32 городов России по количеству турагентств

Как видно из таблицы, за прошедший год лишь в шести городах количество указанных в реестре турагентств увеличилось – в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Перми. Причем увеличение везде незначительное, а сокращение в других городах заметное, в некоторых – в два и более раза, например, в Томске, Ярославле, Барнауле, Волгограде. Поэтому логично предположить, что и общее количество компаний в реестре турагентств уменьшилось.

Надо отметить, что количество турагентств в реестре «Турпомощи» не отражает полной картины рынка, поскольку присутствие в нем не является обязательным. Кроме того, трудно сказать, в чем причина сокращения – вполне возможно, это связано не с закрытиями офисов, а с нежеланием агентств числиться в реестре. Но и это можно считать тенденцией, так что ресурс дает определенное представление о ситуации в соответствующем сегменте рынка.

 

Ирина Тюрина, Анна Вальцева, RATA-news

Версия для печати