Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

В Белокурихе обсудили перспективы оздоровительного и медицинского туризма

08:30, 15 сентября 2014

Алтайский город-курорт Белокуриха 6-7 сентября принимал Сибирский международный форум по оздоровительному и медицинскому туризму. Мероприятие организовано краевым управлением по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов и региональным туристским центром при поддержке ЗАО «Курорт-Белокуриха», SPA School International и национальной федерации массажистов. Участники обсудили новейшие мировые тенденции в сферах спа, велнес-индустрии, обменялись опытом и наметили направления развития медицинского и оздоровительного туризма в России, а также возможности объединения усилий санаториев, медучреждений, государства, страховых компаний и турбизнеса в продвижении этого специфического, но все более популярного продукта.

Эксперты прибыли в Белокуриху из различных регионов Сибири, центральной части России, а также из Прибалтики и других стран Евросоюза. Помимо докладов и обмена мнениями деловая программа форума включала многочисленные семинары – по банному искусству, литотерапии и т.п, а также чемпионат Сибирского федерального округа по массажу.

Параллельно работала выставка лечебной продукции различных производителей Алтайского края.

По словам заместителя министра здравоохранения РФ Татьяны Яковлевой, сейчас ведомство озабочено созданием концепции сохранения и развития санкура в России. По ее словам, в результате будет сформировано нескольких крупных кластеров – на Кавказе, Дальнем Востоке и в Сибири, которые станут «базами» для развития курортологии. На место такого центра в Сибирском федеральном округе претендует Алтайский край. «Белокуриха нам нужна как кузница опыта», – заметила замминистра.

По мнению г-жи Яковлевой (фото), состояние санкура в России сегодня не выдерживает никакой критики, ему нужны концептуальные изменения. В качестве ориентира она предложила брать европейский курорты Баден-Баден, Карловы Вары и другие, где, по ее словам, в одном месте можно получить все, начиная от первичного приема специалиста и заканчивая лечением и реабилитацией. «Оздоровление однозначно нужно сочетать с туризмом», – дополнила г-жа Яковлева.

Собственно турбизнесу замминистра отводит роль создателя понятийного аппарата и пропагандиста. «Турагентства и туроператоры должны, во-первых, сформировать понятие – что такое медицинский туризм – и внести свои предложения для изменения законодательства, во-вторых, заняться рекламой правильного туризма». По мнению г-жи Яковлевой, турагентства должны проявлять инициативу и сами идти в медицинские учреждения, чтобы узнавать итоги диспансеризации, интересоваться региональными факторами риска и рекомендациями по лечению. «Сейчас развивается туризм, который не зависит от состояния здоровья жителей данного региона. А если посмотреть, чем болеют ваши люди? Например, ожирением. Тогда, может быть, туризм по горам развивать? Если страдают бронхолегочными заболеваниями, давайте сделаем такой туризм, который будет связан с дыхательными гимнастиками. Туризм должен работать с медициной рука об руку. Пока такого взаимодействия нет».

Специалисты из сферы здравоохранения и туризма, знакомые с предложениями и ресурсами Белокурихи, были обескуражены оценкой замминистра. В кулуарах говорили о том, что Белокуриха – давно не «совок» и способна конкурировать, в том числе и с европейскими курортами. Местные санатории внедряют самые современные технологии, закупают диагностическое оборудование, открывают новые оздоровительные и спа-центры, а турбизнес предлагает для отдыхающих разнообразное экскурсионное обслуживание как в самой Белокурихе, так и по всему Алтаю. Региональный бюджет участвует и в финансировании отдыха различных категорий граждан в местных санаториях. Единственное, что, по словам экспертов, сдерживает поток туристов из центральной части России – дорогие авиаперелеты. Однако и без этого местные санатории загружены в течение всего года на 80%.

Тема взаимодействия поставщиков лечебных и оздоровительных услуги и турбизнеса не была вынесена на отдельное обсуждение, но по-прежнему актуальна и для Белокурихи, и для других подобных курортных центров страны. Санатории зачастую считают турфирмы «ненужными посредниками». Создавая собственные сети продаж, предлагая прямым клиентам более выгодные цены, они отталкивают турбизнес, который в таких условиях не может зарабатывать. Поток клиентов, который идет в санатории Белокурихи через туроператоров небольшой, по разным оценкам, от 10 до 30 процентов, констатирует директор Алтайтурцентра Татьяна Сажаева, в прошлом руководитель одной из самых крупных региональных операторских компаний. «У российских туристических компаний был опыт работы с частными клиниками, когда доктора давали пациентам рекомендации по выбору места лечения, а менеджеры по туризму затем консультировали их по условиям проживания, питания, дополнительным услугам, – рассказала собеседница RATA-news. – Но работать на этом рынке турбизнесу по-прежнему сложно. Нужно иметь в штате специалистов, которые умеют продавать лечебный продукт и хорошо его знают».

По словам Татьяны Сажаевой, турбизнесу приходится налаживать отношения, добиваться хороших цен, обучать специалистов. Есть и другой вариант – сконцентрироваться на предложении дополнительных услуг. «В Белокурихе в последние годы появились много мини-отелей. Они предлагают только размещение, а их клиенты могут купить в санатории интересующий набор процедур», – поясняет г-жа Сажаева.

С тем, что турбизнес может быть полезен санаториям в плане предложения дополнительных услуг, согласна и президент Алтайской региональной ассоциации туризма, директор компании «Алтайтурист» Наталья Гордеева: «Так или иначе, оздоровительный туризм присутствует в линейке предложений многих туркомпаний. И если его популярность будет расти, то и роль турбизнеса как площадки для привлечения иногородних и иностранных клиентов усилится. Компании Алтайского края всегда предлагают туристам отдых на курортах нашего региона. Чтобы делать это лучше, турбизнесу от санаториев нужно взаимодействие и информация, пригодная для обычного потребителя».

Алтайский форум в большей степени стал площадкой для продуктивного обмена опытом в сфере создания дополнительных услуг, о которых ведет речь турбизнес. На секциях и круглых столах обсудили много практических тем – как обустраивать детские зоны, кабинеты спа и т.п. На мастер-классах (фото) провели тренинги и дали информацию об интересных видах массажа, тонкостях ароматерапии и банных процедур. Многие идеи работники белокурихинских санаториев готовы воплощать в жизнь уже сейчас.

Одна из модераторов форума, руководитель Балтийского отделения РСТ Илона Ансоне считает, что в деле развития оздоровительного и медицинского туризма объединяющим фактором должен стать именно турбизнес: «Собственно, что и произошло на форуме. Санатории должны понять, что турбизнес – союзник, который может помочь в продвижении, а это значит – дополнительные заработки». В идеале, должно быть государственно-частное партнерство, где региональные власти, турбизнес, санатории заинтересованы в продвижении территории».

Интерес к оздоровительному и медицинскому туризму в ближайшие годы будет расти. Об этом говорила старший менеджер по оздоровительному туризму «Венгрия Туризм» Андреа Сегеди, ссылаясь на прогнозы Всемирной организации здравоохранения. Сегодня годовой оборот мировой туристической отрасли достиг $6 трлн., и его треть приходится именно на оздоровительный туризм, а к 2022 году эта сфера станет одной из определяющих. «Люди хотят сохранять здоровье и внешний вид, улучшать качество жизни. Оздоровительный туризм – больше не привилегия богатых и знаменитых, а потребность все большего и большего числа людей», – сказала г-жа Сегеди.

 

Анна Вальцева, RATA-news

Фото автора и Валерия Степанюка

Обсудить в telegram

вам может быть интересно