Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

«Год разительных перемен в туризме»

09:15, 14 декабря 2011

Расширенное заседание президиума коллегии Минспорттуризма 13 декабря, посвященное состоянию и перспективам развития туризма, прошло на мажорной ноте. Уходящий год, несмотря на многие нерешенные проблемы, воспринимается представителями федеральной, региональной власти, общественных организаций и бизнеса как многообещающий, поворотный.

По словам министра спорта, туризма и молодежной политики Виталия Мутко, за этот год туризм по-настоящему укрепил свои позиции как важная отрасль экономики, способная стать для страны и особенно для регионов локомотивом развития. Доля туризма в ВВП, с учетом мультипликативного эффекта, составит по итогам года примерно 6,7%.

По предварительным данным министерства, объем внутреннего туризма в стране достигнет в 2011 году 31,5 млн. человек, что больше прошлогодних показателей на 8,2%. За рубеж отправится более 14 млн. человек – вдвое меньше, но, как сказал министр, этот поток, к сожалению, растет быстрее, чем внутренний (+11% по сравнению с 2010 годом). Однако, независимо от вида туризма, сам факт, что россияне продолжают активно отдыхать даже не в самых простых экономических условиях, внушает оптимизм. Еще один признак жизнеспособности отрасли – турбизнес «выстоял», несмотря на продолжающийся уход с рынка довольно заметных игроков. Министерство видит в этом не только заслугу предпринимателей от туризма, но и власти. «Считаю, что задача по стабилизации отрасли в этом году выполнена», – заметил г-н Мутко.

Однако главное событие уходящего года – принятие федеральной целевой программы по развитию внутреннего туризма. Впервые, по словам министра, государство выделяет на туризм такие внушительные суммы: 2,5 млрд. рублей в 2012 году, еще 4 млрд. – в 2013. В следующем году в ФЦП войдут пять проектов из пяти регионов: Краснодарского, Ставропольского краев, Липецкой, Ярославской областей, республики Тува. «Правительство кладет в руки российских регионов реальный инструмент подъема экономики, решения социальных проблем, но большинство территорий не готовы к участию в программе – власти ничего не могут придумать, не видят и не понимают, что можно сделать, или представляют необоснованные проекты. У кого-то есть и реки, и дельта, и рыбалка, а они хотят остров насыпной за 10 млрд. сделать, как это понимать?», – посетовал министр.

Г-н Мутко призвал руководителей туристических администраций «не пускать пыль в глаза», «не проводить время в бесконечных заседаниях и совещаниях, а начать действовать». «Был я недавно в Петропавловске-Камчатском, мне показывают смотровую площадку, вид – отличный, а на самой площадке – бардак, ни подойти, ни подъехать. С элементарного наведения порядка, создания удобств и надо начинать. Не хочу больше слышать, что ничего нельзя сделать», – заметил Виталий Мутко.

Заместитель главы Минспорттуризма Надежда Назина согласна, что лишь очень немногие регионы смогли правильно подготовить документы на участие в ФЦП. «Есть проблемы с проектами в Алтайском крае, Псковской области, Туве. Если регионы не будут успевать своевременно подавать документы, мы перенаправим средства тем, кто умеет это делать», – сказала она. Общий объем финансирования ФЦП до 2018 года составит 332 млрд. рублей, из них около 30% – это федеральные деньги, 5% – региональные, а 65% – внебюджетные, частные, средства.

Надежда Назина также сообщила, что поправки в закон об основах туристской деятельности, включающие работу турагентств «от имени и по поручению туроператора», а также возможность исключения туроператора из Единого федерального реестра по решению суда, введение обязательной классификации объектов туриндустрии будут рассмотрены Думой уже в весеннюю сессию.

Надежда Назина еще раз напомнила о планах ведомства ускорить процесс создания саморегулируемых организаций. Если общественные организации не возьмут на себя эту инициативу, Минспорттуризма придется идти на непопулярные меры, например, делать членство в СРО условием вхождения на рынок, заметила она. Виталий Мутко также считает этот вопрос актуальным, ему будет посвящен уже первый Совет по туризму министерства в будущем году с участием РСТ, АТОР, «Мира без границ». «Мы готовы отдать в ведение СРО три государственных функции – классификацию объектов и услуг, ведение реестров туркомпаний и туристических ресурсов, так называемый «атлас России», – пояснил он. Более того, государство передаст СРО не только полномочия, но инвестиции для их реализации.

Глава Ростуризма Александр Радьков также назвал этот год одним из решающих в развитии туротрасли в стране. Россия впервые серьезно занялась продвижением своих туристических возможностей как на внутреннем рынке, так и на выездном. Председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Сергей Шпилько, рассказав о мерах, принятых в столице по развитию туризма, сообщил, что теперь на собственном опыте хорошо понимает проблемы регионов и региональных туроператоров. «Мы в Москве столкнулись примерно с тем же: средства из центра идут, а продукта нет, продавать туристам нечего, – сказал он. – Поэтому первое, что нам пришлось сделать, это в «ручном режиме» создать собственный доступный московский продукт».

Сергей Шпилько также считает, что Москве все-таки удалось «переломить» свой не самый благополучный туристический имидж. «Мы понимаем, что создание имиджа города, благоприятного для туризма – путь долгий, но мы уже идем по нему, это главное, – сказал он. – Проблем немало. В частности, хотелось бы на федеральном уровне решить вопрос законности размещения отелей и хостелов в жилом фонде». По словам Виталия Мутко, это актуальный вопрос не только для Москвы, но и для всей страны. «В Краснодарском крае с этим давно «воюют», пытаются принудить такие отели пройти классификацию и тем самым заставить платить налоги. Но, думаю, это не совсем верно. Нужны более либеральные меры, здесь пригодится опыт других стран, надо этот вопрос изучать», – сказал он.

Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин назвал 2011-й годом разительных перемен. «Взаимодействие бизнеса с властью стало гораздо теснее, мы лучше понимаем друг друга. Однако конъюнктура на рынке меняется очень быстро, поэтому и это взаимодействие должно быть более эффективным, чтобы решать насущные проблемы. Такие, например, как чартеры на этот Новый год, по которым, после последних решений Росавиации, у туроператоров нет никакой ясности», – заметил он.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно