РАТА-новости
ТурТрансВояж 03.12.18
 
Круизы 08.12
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Квинта Катар
 
 
Ванд Китай
 
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Декабрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№4349Депутаты Госдумы хорошо понимают негативные последствия курортного сбора. Но закон, видимо, будет принят

Депутаты Госдумы хорошо понимают негативные последствия курортного сбора. Но закон, видимо, будет принят


Сегодня Госдума рассмотрит во втором чтении и, вероятнее всего, примет проект федерального закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». Вчера Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента законопроект во втором чтении принять. В документ были внесены ряд поправок, сформированных на основании предложений, высказанных в ходе парламентских слушаний 10 июля. Но, к сожалению, депутаты оставили без внимания многие конструктивные замечания, в том числе и своих коллег.

 

Публикуем выдержки из официальных заключений профильных парламентских и других государственных структур, которые в обязательном порядке рассматриваются в составе пакета документов, прилагаемых к проекту федерального закона.

 

Из заключения Комитета Госдумы по спорту туризму и делам молодежи (соисполнитель по проекту закона): «Поскольку в пояснительных документах не приводится расчетов экономического обоснования планируемых бюджетных расходов на проведение эксперимента, оценить ожидаемый экономический эффект не представляется возможным.

 

Принимая во внимание тот факт, что введение курортного сбора повлечет за собой увеличение стоимости туристского продукта, возникают вопросы и о возможном сокращении туристических потоков».

 

Из заключения головного по работе над законопроектом Комитета Госдумы по бюджету и налогам: «В целом, рассматривая положения законопроекта, необходимо отметить, что сохраняются риски, связанные со снижением или перераспределением туристического потока при реализации норм федерального закона. Аналогичной позиции придерживается и Торгово-промышленная палата РФ в своем отзыве на законопроект. Кроме того, Торгово-промышленная палата РФ отмечает, что администрирование сбора в частном секторе представляется затруднительным, что поставит частный сектор в преимущественное положение по сравнению с легально работающими гостиницами и иными средствами размещения, предлагая устанавливать сбор в виде разового платежа, а не ежедневного, в целях упрощения его администрирования».

 

Из заключения Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов (соисполнитель по проекту закона): «Вводимый курортный сбор по сути становится гостиничным налогом, который уплачивается одновременно с оплатой стоимости услуг проживания в объекте размещения.

 

Как следствие, установление курортного сбора неизбежно приведет к удорожанию гостиничных и курортных услуг, которые и сейчас нельзя назвать низкими и конкурентоспособными в сравнении со стоимостью аналогичных услуг в курортных зонах, например, Турции, Египта и ряда стран Юго-Восточной Азии. А туристы еще в большей степени будут предпочитать временное размещение в частном секторе, чтобы не платить курортный сбор.

 

Совершенно очевидно, что обеспечение возложенных на операторов курортного сбора обязанностей потребует дополнительных оплачиваемых трудозатрат и иных расходов.

 

Таким образом, увеличивается административная и финансовая нагрузка на субъектов экономической деятельности в секторах санаторно-курортной и гостиничной индустрии.

 

В пояснительной записке к законопроекту дается ссылка на опыт некоторых стран Европы, где устанавливались или установлены аналогичные сборы за пользование туристической или курортной инфраструктурой, и размеры которых варьируются от 0,6 до 3,0 евро.

 

Однако данная аналогия представляется некорректной применительно к идее предлагаемого законопроекта и сопоставимым факторам в странах Европы и в Российской Федерации, а также реальному положению дел в отечественной туристической и курортной индустрии.

 

Во-первых, значительная часть туристов и отдыхающих на курортах Европы не являются резидентами стран, на территориях которых существуют подобные сборы. На российских же курортах, в основном, отдыхают российские граждане. Многие из которых пока еще предпочитают, например, курорты Северного Кавказа известным курортам Европы, главным образом, по причине более приемлемой стоимости отдыха и лечения.

 

Но в то же самое время, например, на Дальнем Востоке, население все более предпочитает отдых и лечение в Китае, особенно в приграничных с ним регионах (Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область), а также в Южной Корее, которые значительно выигрывают по критериям цена-качество. В результате местная курортная индустрия в этих регионах находится в депрессивном состоянии.

 

Во-вторых, величина средней заработной платы в странах Европы значительно превышает аналогичный показатель в Российской Федерации.

 

Наконец, практика введения подобного сбора во многих странах, где он существует, показывает, что он взимается почти исключительно в местностях со стабильно высокой туристической привлекательностью. Таким образом, данный сбор там является в большей степени не источником получения дополнительного дохода в местную казну, а механизмом регулирования высокого туристического потока.

 

Законопроектом предусматривается, что финансирование расходов, связанных с организацией и проведением эксперимента, будет осуществляться за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

При этом, как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, ни один из регионов, на территории которых предлагается проведение эксперимента, не представил даже предварительных расчетов по возможным объемам расходов на его организацию, проведение и последующий контроль. Ссылка же на информацию, представленную Советом министров Республики Крым, о том, что на реализацию законопроекта дополнительных расходов из регионального бюджета не потребуется, выглядит неубедительной».

 

Из заключения Счетной палаты Российской Федерации: «В пояснительной записке к законопроекту приведено обоснование установления размера курортного сбора в размере не выше 100 рублей на основе данных по уровню курортного сбора в других странах мира с сопоставимыми с российскими ценами на туристические услуги (Белоруссия, Хорватия, Словакия, Австрия, Чехия, Венгрия).

 

Учитывая состояние развития туристической инфраструктуры в Российской Федерации в сравнении с указанными странами, а также сложившийся в этих странах размер курортного сбора, установление в Российской Федерации курортного сбора в сумме до 100 рублей за каждый день пребывания может привести к удорожанию отдыха и санаторно-курортного лечения, снижению его конкурентоспособности и сокращению туристических потоков. Таким образом, имеются риски перераспределения туристических потоков и переориентации потребительских предпочтений в сторону неорганизованного сектора средств размещения».

 

То есть никак нельзя сказать, что Госдума не понимала хотя бы части последствий проведения эксперимента по введению курортного сбора в предлагаемом виде и в предусмотренные проектом сроки. Насколько же будут учтены высказанные самими думскими комитетами и Счетной палатой замечания при доработке законопроекта, мы сможем судить по результатам сегодняшнего рассмотрения документа во втором чтении.

 

А возвращаясь к мнению бизнеса, даем выдержки из заключения компании Сushman & Wakefield, известного международного консультанта в сфере недвижимости, в том числе курортной.

 

«Под обложение курортным сбором подпадают практически все категории отдыхающих на направлениях массового туризма в России, к которым относятся курорты Краснодарского и Ставропольского краев, республики Крым. При этом основной турпоток на этих направлениях представлен категориями клиентов, чувствительных к цене предложения, о чем говорят данные как официальной статистики, так и компании Сushman & Wakefield, традиционно анализирующей ситуацию на ведущих российских направлениях массового отдыха.

 

В частности, повышение на 10-15% цен на отдых в Крыму весной и в начале лета 2017 года привело к снижению загрузки ведущих средств размещения республики на 15% по сравнению с 2016 годом. Зависимость объемов спроса от цен фиксируют как представители турбизнеса, так и отельеры и чиновники. Аналогичная картина – снижения потока отдыхающих под воздействием роста цен – наблюдается и в Сочи, особенно в сегментах наиболее экономичного отдыха и лечения, и в Ставропольском крае.

 

Средняя продолжительность пребывания курортников на отдыхе составляет 10-11 дней. Сумма курортного сбора увеличит стоимость проживания клиентов как минимум на 1000 рублей с человека. При средней стоимости 10-дневного тура на двоих в летний период 2017 года в размере 43 тыс. рублей (с вылетом из Москвы), курортный сбор прибавит к сумме 4,67% – при размещении туристов в гостинице 3*. Для бюджетного варианта размещения – в хостеле или в экономичном отеле – курортный сбор прибавит уже от 8% до 25% к цене размещения в сутки с человека.

 

Наблюдая прямую зависимость между ростом стоимости размещения и снижением объема спроса, мы можем прогнозировать, как минимум, равноценное снижение потока отдыхающих в бюджетных категориях средств размещения. А это – наименее социально защищенные категории отдыхающих с одной стороны и максимальные объемы предложения гостиничных и санаторно-курортных объектов размещения с другой».

 

При введении курортного сбора часто ссылаются на опыт Франции, Италии, Испании, Австрии и США. Однако перечисленные европейские страны получают в разы больше доходов от приема посетителей, являясь признанными лидерами международного туризма, и туристические сборы являются там средством ценовой дифференциации, осекая неплатежеспособных клиентов с перенасыщенных спросом направлений. В то время как российские курорты ориентируются, в основном, на внутренний спрос, чувствительный к цене. Пока российские курорты не сравнились по привлекательности с Римом, Венецией, Парижем и Барселоной, рано говорить о возможности перенимать и практику туристических сборов.

 

В контексте сказанного выше мы как эксперты в области внутреннего туризма негативно относимся к инициативе введения курортных сборов. Они уже существовали в начале 90-х годов в Сочи и были отменены как неэффективные. Наверное, стоит проанализировать неудачный опыт, прежде чем начинать широкий эксперимент, последствия которого могут отрицательно сказаться на развитии внутреннего туризма на ведущих направлениях массового отдыха в России и подорвут экономику хозяйствующих на этих направлениях субъектов».

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал промо
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
«Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная»
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
«Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами»
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
«Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась»
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
«Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей»
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
«Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них»
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100