РАТА-новости
Польша спа гиф
 
ТурТрансВояж 24.06.2019
 
Мостурфлот 04.07
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Ванд Китай
 
 
 
 
Grecotel май
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Июль
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№3527Валерий Каплунов: «Всё началось с деревенской лошади, сломанного снегохода и брошенного медвежонка»

Валерий Каплунов: «Всё началось с деревенской лошади, сломанного снегохода и брошенного медвежонка»


В 2013 году в кузбасском музее-заповеднике «Томская писаница», расположенном в 50 км от Кемерова, побывали 157 тыс. человек, которые оставили там около 27 млн. рублей. Для сравнения: столько же туристов в год принимает Великий Устюг – «родина Деда Мороза». Директор «Томской писаницы» Валерий Каплунов (фото) рассказал RATA-news, как удалось добиться такой популярности и как музей – бюджетное по своей сути учреждение – учился зарабатывать.

 

- Валерий Александрович, знаем, что вы готовы делиться с коллегами своим опытом. Расскажите, с чего начинали?

- Универсальный совет для всех на начальном этапе: сменить правовой статус бюджетного казенного учреждения на особую – автономную – форму существования. Это даст больше юридических прав и позволит заниматься другими видами деятельности.

 

Объясню: когда мы были чисто бюджетным предприятием, то могли брать деньги только за входные билеты. Если нам хотелось в рамках какого-то праздника, скажем, покатать посетителей на лошадках, нам приходилось проводить эту услугу как плату за вход. С юридической точки зрения было много других препонов, нарушалась статистика. Когда мы стали автономным бюджетным учреждением, подобные вопросы отпали. Кроме того, теперь у меня всегда есть возможность сделать довольно точный экономический анализ по каждому виду деятельности, чтобы понять, что лучше работает, на что влияет погода и т.п. Да, это не частный бизнес, но деньги, которые удается зарабатывать, мы тратим на нужды музея сверх того, что дает бюджет.

 

По поводу того, как научиться зарабатывать, универсального совета, конечно, нет. Каждый музей уникален. «Томская писаница» – заповедник под открытым небом, и это, на мой взгляд, более выигрышное положение. Я был во многих музеях Сибири, в декабре 2013 года участвовал в форуме в Белокурихе, где на одном из круглых столов обсуждали музеи как объекты туристического бизнеса. В Сибири, в частности, на Алтае, есть потрясающие музеи, которые находятся в живописнейших местах, но в год через них проходят всего по несколько тысяч посетителей, а у нас только за одни выходные может пройти пять тысяч. Но если есть желание развиваться и привлекать туристов – надо меняться.

 

- С одной стороны – серьезный музей, с другой – катание на лошадках. Как удается совместить науку и, по сути, бизнес?

- Действительно, когда я рассказываю на деловых встречах и отраслевых форумах о нашем опыте, не все меня понимают. Многие спрашивают: как музею можно заниматься такой «ерундой» – устраивать развлечения, устанавливать аттракционы?

 

На мой взгляд, одно другому не мешает. Наша территория позволяет это не смешивать, а коммерческая деятельность помогает научному развитию музея. Заработанные деньги мы вкладываем в издательские проекты, в экспедиции, в участие сотрудников в научных конференциях. Например, на бюджетные деньги мы могли бы организовать одну исследовательскую поездку в год, а нам нужно две-три, и мы их делаем. В прошлом году у нас были и этнографические, и археологические экспедиции, и мы поддерживали их собственными средствами. То же самое с участием в конференциях и семинарах. В бюджете на эти цели есть лимит, а свои деньги дают возможность большему числу сотрудников куда-то поехать, выступить, послушать другие доклады и с вернуться с новым багажом знаний.

 

Развлечения не портят облик музея и никак не мешают науке. Люди приезжают к нам, как правило, в выходные дни, преодолев как минимум 50 км. Они осматривают экспозиции и многие, особенно молодежь, хотят, например, прокатиться на катере по реке. Что плохого в том, что мы можем предложить дополнительные услуги? Для развлекательных мероприятий выделены отдельные зоны. И проходят они только в выходные дни.

 

- Вы с кого-то брали пример? Как заработали первые деньги?

- Я не первый директор в «Томской писанице». Наш разноплановый комплекс заложили мои замечательные предшественники – чета Мартыновых. Когда я пришел, причем совсем из другой сферы, мне было даже проще: как новый человек я увидел, чего не хватает посетителю. И сама жизнь подсказывала, что делать.

 

Зимой, например, в музее всегда заливали горки. Мы продолжаем это делать и сейчас, но усовершенствовали их, увеличили пропускную способность. Самая крутая и длинная стала платной. На большие праздники – Рождество, Масленицу – стали приглашать из соседних сел местных жителей, которые могли бы покатать гостей на санях. Они зарабатывали сами, а какой-то процент оставляли музею. Потом мы приобрели своих лошадей, теперь у нас их больше десятка. Купили и красивые сани – деревянные и металлические, заказали их специально в одной профильной фирме в Набережных Челнах.

 

Еще вот такой пример. Когда я пришел сюда работать, случайно обнаружил в гараже груду металла, похожую на снегоход «Буран». Мы нашли людей, которые смогли его починить, но на оплату работы, у нас, бюджетников, денег тогда не было. И мы договорились постепенно отдать долг, а зарабатывали, сдавая снегоход в аренду. Все вернули и еще осталось на свои нужды. Сейчас у нас несколько современных снегоходов, в том числе и детских, а также багги, квадрациклы, обученные инструкторы и безопасная трасса.

 

Сегодня мы предоставляем более 20 вариантов подобных услуг. На экспозиции «Живая археология» гости могут пострелять из лука, добыть огонь древним способом и многое другое. У нас есть мини-зоопарк, который возник случайно: принесли брошенного медвежонка, потом второго, а теперь в заповеднике живут волки, рыси, маралы и другие животные и птицы. Сделали и небольшой «сельский дворик» с домашними животными – ягнятами, поросятами, цыплятами. Дети могут туда зайти, погладить зверей, покормить. Развиваем экскурсионный блок. Уже есть специальный конный маршрут для групп из 5-6 человек, который позволяет осмотреть часть экспозиций верхом.

 

- Именно это приносит музею основной доход?

- Нет, основный доход – это, по-прежнему, входная плата, львиную долю мы зарабатываем во время праздников. Но выручка от аттракционов и дополнительных услуг тоже получается приличной. В год мы проводим более 30 мероприятий. Самые крупные – Масленица, Иван Купала – собирают более 10 тыс. человек. За время зимних каникул мы принимаем более 20 тыс. человек, столько же людей и даже больше у нас бывает в каждом летнем месяце. С 2012 года в период с 1 июня до середины октября мы работаем без выходных по скользящему графику.

 

- Дефицит кадров в этой связи вы ощущаете?

- Штатное расписание не позволяет закрыть все наши потребности, поэтому мы принимаем людей дополнительно по срочным договорам. Всего у нас трудятся около 100 человек, многие сотрудники при необходимости могут выполнять самую разнообразную работу, причем не всегда профильную, за что я им очень благодарен. Плюс в праздники могут работать до 100 артистов и до 200-300 сотрудников охраны и полиции.

 

У нас есть отдел экскурсий и туризма, который во время высокого сезона привлекает экскурсоводов и других специалистов. Особенно нам нужна помощь летом, в отпускной сезон, и в начале осени, когда начинается учебный год и мы принимаем очень много школьных групп. В остальное время справляемся своими силами. Нам хотелось бы, чтобы у нас работали настоящие профессионалы, а на это тоже нужны деньги. Бюджетные ставки – да, постепенно повышаются. Но мы имеем возможность доплачивать сотрудникам из своих внебюджетных доходов.

 

- Вы активно сотрудничаете с региональными операторами. Какую роль в жизни музея сыграла интеграция с турбизнесом?

- Когда я увидел огромные автобусы, подъезжающие к «Томской писанице», понял, что сотрудничество с турбизнесом – это серьезный резерв. Мы прекрасно понимаем: турфирмы, чтобы привлечь клиентов, тоже рекламируют музей и наши мероприятия, и это нам только на пользу. Сегодня около 30 турфирм привозят к нам организованные группы, которые дают около 40% потока. В основном из Кемерово, но есть партнеры в Новосибирске, Новокузнецке, Томске, а с недавних пор и на Алтае. Попасть в обойму туробъектов – очень важно для любого музея. Это популяризация и дополнительный доход.

 

Мы стараемся участвовать в разных региональных и всероссийских проектах. Было, например, народное голосование за «Семь чудес Кузбасса», и мы рады, что вошли в этот список. Недавно закончился проект «Россия-10», и хоть в десятку мы не попали, но были в числе финалистов. Стараемся использовать и все возможности современных технологий. Недавно установили в музее две веб-камеры, и теперь на нашем сайте можно смотреть прямые трансляции праздников.

 

- Себя профессионалом турбизнеса уже считаете?

- Я бы не стал называть директора музея профессионалом туризма, а себя – бизнесменом. Просто стараюсь работать интересно и привлекать в процессе дополнительные средства. В уставе «Томской писаницы» написано, что доходы должны быть направлены на развитие музея, что мы и делаем. Хотелось бы иметь обратную связь – принимать пожелания от турбизнеса, чтобы сделать нашу работу еще интереснее. Готов предоставить площадку для совместных встреч. Возможно, организовать какой-то совместный форум с другими сибирскими музеями и туроператорами.

 

Мы стараемся развивать инфраструктуру, но у нас пока нет, например, гостиницы, чтобы формировать двух- или трехдневные программы, нет ресторана. Привлечь частного инвестора сложно, потому что земля государственная и сдать в аренду ее нельзя. Наверное, нужно строить самим, привлекая бюджетные и доходные средства, осваивать для себя другие сферы, в том числе и индустрию гостеприимства.

 

- Что нового появится в музее в ближайшее время?

- Мы мечтаем о своей гостинице мест на 60. Но пока ограничимся сельскими домиками в соседней деревне Писаной: хотим их отремонтировать и сдавать туристам. Будем развивать и новые туристические маршруты, в первую очередь водный – по реке Томь, чтобы туристы могли совместить отдых на природе с осмотром писаниц. Хотим по этим же местам пустить и новый конный маршрут. Есть опытные экскурсоводы, сейчас ищем спокойных лошадей, чтобы тур был доступен даже для «чайников».

 

Наш центральный въезд перестал справляться с потоком людей и машин, и сейчас мы с одним из наших научных сотрудников и консультантом из Москвы подготовили проект нового входа со стороны «Поляны праздников» – места, где проводятся все наши массовые мероприятия. Это будет крепостная стена с башнями. Хотим воссоздать Верхотомский острог – один из первых подобных сооружений, созданных переселенцами при освоении Сибири. В архиве у нас есть все необходимые материалы, которые лягут в основу сооружения. Еще планируем построить «сибирскую деревню». Сейчас идет серьезная экспедиционная и исследовательская работа, мы уже нашли несколько подходящих домов конца XIX и начала XX веков. Мне кажется, этот комплекс тоже будет интересен нашим туристам.

 

Анна Вальцева, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал риксос 21.05
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100