Берлинская стена: четверть века небытия
Самая известная, после Великой китайской, стена в мире пала 11 ноября 1989 года – более 22 лет назад. За это время успело смениться целое поколение. Некоторые молодые германские бизнесмены даже не застали этот период – поскольку родились уже после разрушения стены. Однако помнят родители и вздрагивают при воспоминании о «полосе отчуждения» ветераны Второй мировой, дожившие до наших дней… И город тоже помнит.
Берлин сложно назвать красивым, но он, бесспорно, очень притягателен – отчасти именно напоминаниями о «делах давно минувших дней», которые здесь на каждом шагу. Удивительный симбиоз ожившей истории и стремительного прогресса придает городу неповторимый облик, выделяя его в череде европейских столиц.
И в пресс-туре, организованном по инициативе отеля Marriott Berlin для российских журналистов, история хоть и не была связана с целью визита, все равно была неотъемлемой частью всех экскурсий.
Одной ногой на востоке, другой на западе – разделенный некогда город стал олицетворением объединяющейся Европы. В Берлине порядка 4 млн. жителей, из которых около 500 тыс. – иностранные подданные более чем 180 национальностей. Многие живут в этнических кварталах, где на улицах – сплошь национальная одежда и вывески на «своем» языке. Неудивительно, что за несколько дней поездки создалось впечатление о посещении целого ряда стран.
«Знаковые» места столицы Германии описывать можно долго, да и неблагодарное это дело. Так что расскажем лишь о тех, не посетить которые – значит не увидеть Берлина…
Первая из них – сама Берлинская стена, вернее, ее остатки. И хотя разукрашенные граффити бетонные блоки – своего рода «мемориал» стене – расположены лишь в нескольких районах, памятная линия тянется по асфальту практически через весь город. Где-то она нарисована, а где-то выложена кирпичами, камнями или даже мемориальными табличками.
Кстати, на Потсдамской площади, где стоит «солдат» в немецкой форме, можно поставить в паспорт специальный штамп о «пересечении границы между Западным и Восточным Берлином». Желающих находится немало…
Впрочем, некогда трагичная страница истории сейчас уже вызывает, скорее, легкую грусть и сожаление о том, что она в принципе была. А порой и служит предметом для шуток: в восточной части Берлина, то есть на территории бывшей ГДР, установлен памятник-пародия «Падение берлинской пожарной бригады» (фото).
Второе поистине удивительное место – Музейный остров, обосновавшийся между двумя «рукавами» реки Шпрее. Музей Бодо, Старый музей, Новый музей, Национальный музей и Пергамский музей – рай для любителей истории. Последний построен специально для архитектурных памятников, таких как вавилонские ворота богини Иштар и рыночные ворота города Милета. Ну, а самый удивительный экспонат – величественный пергамский алтарь. Пергам или Пергамон – античный город на побережье Малой Азии, основанный в XII в. до н. э. выходцами из материковой Греции. По уровню развития, техники и культуры достиг небывалого для того времени расцвета. В музее можно увидеть и трехмерную круговую панораму, изображающую город в период своего «золотого века».
Целая коллекция архитектурных шедевров Берлина, современных по соседству со старинными, расположилась в районе Александрплатц. Например, совсем рядом с берлинской Ратушей, построенной в 1869 году и с 1991 года являющейся резиденцией правящего бургомистра, возвышается телебашня Фернзетурм (фото), с которой открывается фантастический вид на Берлин.
Панорама особенно завораживает в вечернее время, когда с огромной высоты можно любоваться паутиной сияющих огней, которые тянутся на много километров в любом направлении.
Фернзетурм – второе по высоте здание Европы (опередила ее только московская телебашня). Внутри стального семиэтажного шара на высоте
Неподалеку находятся «Часы всемирного времени», установленные в 1969 году в ходе социалистической перестройки Александрплатц и являющиеся излюбленным местом встреч.
Знакомство с городом не будет состоявшимся без посещения магазина сладостей Fassbender&Rausch на Жандарменмаркт. Он похож на музей – в зале выставлены миниатюрные копии достопримечательностей Берлина, изготовленные из шоколада.
А на втором этаже – кафе, где, по словам местных жителей, абсолютно все блюда обязательно содержат шоколад или какао в том или ином виде. Говорят, особенно вкусен томатный суп с петрушкой и шоколадом. Но имейте в виду – в вечернее время в кафе придется ждать места не менее получаса.
Завершающим штрихом экскурсионной программы для журналистов стала поездка в Потстдам, где 2 августа 1945 года главы трех держав-победительниц – СССР, США и Великобритании, подписали знаменитое соглашение о новом политическом и территориальном устройстве Германии, ее демилитаризации, выплачиваемых репарациях и судьбе немецких военных преступников.
Своеобразные, надо отметить, ощущения, когда подставляешь лицо солнцу на том самом месте, где была снята знаменитая фотография глав трех держав – ее позже напечатали чуть ли не во всех учебниках по истории. Когда потихоньку, пока не видит гид, присаживаешься на плюшевое кресло с высокой спинкой, украшенной львиными головами. Ведь в этом самом кресле, пожевывая трубку, раздумывал над соглашением Иосиф Сталин.
Впрочем, самым запоминающимся впечатлением стал сюрприз от организаторов тура – «траби-сафари» или экскурсия по Берлину на… трабантах.
Между прочим, не обязательно заказывать именно экскурсию, знаменитый «Трабант» можно просто взять в аренду и поездить на нем по городу. Несмотря на наружность «запорожца» и непрекращающееся пыхтение, шуршание и клокотание, машины эти выдержат еще не одну сотню поездок.
«Трабант» (полное название – Sachsenring Trabant) – марка восточногерманских микролитражек, производившихся народным предприятием Sachsenring Automobilwerke. В свою бытность «Трабант» считался одним из символов ГДР.
Разработка автомобиля началась в начале 50-х годов прошлого века. Первый прототип изготовлен в 1954-м. А три года спустя на заводе в Цвикау начался массовый выпуск машин, названных в честь запущенного в тот же год СССР космического спутника (по-немецки «trabant» – «спутник»).
У автомобилей довольно забавная конструкция: они не имели бензонасоса – топливо поступало в карбюратор самотеком. Бак располагался прямо под капотом, рядом с двигателем, что требовало предельной аккуратности как при заправке, так и при езде. До сих пор во всех трабантах висят таблички «курение запрещено» – береженого бог бережет…
Своеобразие машины на этом не заканчивается. Остов кузова вполне обычный, стальной, а вот навесные декоративные панели сделаны из так называемого «дуропласта» – материала на основе фенолформальдегидной смолы с наполнителем из отходов хлопкового производства, так называемый «хлопок третьей категории». Странное конструкторское решение объяснялось попытками сэкономить стальной лист, бывший в те годы в дефиците.
В результате автомобиль весил всего
Впрочем, дизайнерам не дали развернуться в полную силу, поскольку к 1991 году выпуск машин был прекращен. Тем не менее, трабанты, которые удалось сохранить, по-прежнему находятся в прекрасном состоянии и вовсю катают туристов по улицам Берлина. При этом машины настолько нехарактерны для наших дней, что проехаться по городу и ни стать при этом «звездой» интернета малореально. Стоит трабанту появиться на дороге, пешеходы все как один вытаскивают фотоаппараты, мобильные телефоны и начинают сверкать вспышками. Еще бы, такой раритет, который к своим преклонным годам еще и на удивление резво передвигается.
Наши дамы-водители, впервые севшие за руль подобного агрегата, признались, что получили весьма необычный опыт. Зато по итогам такого тест-драйва путь на «Формулу 1» наверняка открыт – после вождения трабанта без предварительной подготовки уже ничего не страшно.
Кристина Голубева, RATA-news