Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Понизят ли туроператорам цену ответственности?

08:07, 14 февраля 2008

Как сообщает сегодня «Коммерсантъ», страховые компании снижают тарифы страхования ответственности туроператоров с 1,2-1,5% от страховой суммы до 1%. Страховщики уверяют, что этот вид страхования оказался для них практически безубыточным - около $3,4 млн. сборов при единичных выплатах. Но настоящая причина снижения заключена в том, что с 1 июня лимит ответственности по полисам будет повышен с 5 млн. до 10 млн. руб. В результате в денежном выражении страховки обойдутся туроператорам дороже, чем в прошлом году.

Напомним, закон «Об основах туристской деятельности в РФ» с 1 июня 2007 года обязал туроператоров по международному и внутреннему туризму обзавестись банковскими гарантиями или полисами страхования ответственности на сумму 5 млн. и 0,5 млн. руб. соответственно. Подавляющее большинство туроператоров выбрало страховку, в результате страховщики, по оценке участников этого рынка, получили около $3,4 млн. сборов. Всего в Едином федеральном реестре туроператоров сегодня насчитывается более 4 тыс. компаний, в том числе 3 тыс. в сфере международного туризма и почти 1,5 тыс. внутреннего. Закон содержит норму, по которой игроки туррынка должны за три месяца до истечения срока гарантий - к 1 марта - обновить их и сообщить об этом в Ростуризм.

В этом году лидеры в сегменте страхования туроператорской ответственности - «Ингосстрах», РОСНО и «РЕСО-Гарантия» - готовы снизить тарифы для операторов международного туризма. По словам директора центра страхования ответственности РОСНО Галины Гуляевой, в 2007 году страховка обходилась операторам в 1,2% от лимита ответственности 5 млн. руб., теперь же тарифы будут ниже - 1%. По словам главы управления продаж комплексного страхования «РЕСО-Гарантия» Аллы Берсон, ее компания сможет предложить страховку на новый срок «безубыточным клиентам под 0,961% против прошлогодних 1,2-1,5%». «Ингосстрах» готов застраховать операторов по тарифу в 1% против 1,3-1,4% в 2007 году, утверждает специалист отдела страхования финансовых и профессиональных рисков «Ингосстраха» Андрей Москаленко. Тариф снизился, так как увеличился размер финансовых гарантий для международного туризма, объясняют страховщики. С 1 июня 2008 года их размер повышается с 5 млн. до 10 млн. руб., что существенно увеличит сборы. Галина Гуляева отмечает, что, несмотря на снижение тарифа, в денежном выражении страховка будет стоить дороже, чем в прошлом году.

Другая причина, по которой страховщики пересмотрели тарифы, - хорошие показатели по этому виду страхования. «Первый сезон на этом рынке был для страховщиков успешным», - признает г-жа Гуляева. Более семи месяцев, прошедших с момента вступления в силу нового закона, показали, что выплаты на рынке были единичными. Единственным крупным страховым случаем стало исчезновение в начале августа питерского туроператора «Алеа», убытки клиентам которого выплатила Московская страховая компания (МСК). Как рассказал заместитель гендиректора МСК Александр Федонкин, в компанию поступило более 25 заявлений от клиентов «Алеа» на сумму свыше 1,6 млн. руб. По его словам, страховщик выплатил клиентам фирмы 928,5 тыс. руб. «Эту сумму убытков клиенты «Алеа» подтвердили нам документально», - пояснил он.

Случай с «Алеа» выявил несовершенство правил страхования ответственности туроператоров, разработанных Всероссийским союзом страховщиков: по ним страховщик осуществляет выплаты только после получения согласия на это турфирмы. Как рассказали в «Ингосстрахе» и РОСНО, сейчас лежит несколько десятков претензий от клиентов турфирм, которые ожидают решения туроператора.

Комментарий RATA-news.

Вообще-то рынку хорошо известно, что в процессе первого оформления финансовой ответственности многие туроператоры получили тариф в размере 1% от суммы фингарантий. Таким образом, значительная часть рынка платила своим страховщикам по 50 тыс. рублей. Но даже если принять эту сумму за минимальную, то 3 тысячи вошедших в реестр туроператоров по международному туризму должны были в общей сложности выплатить никак не менее $6 млн. При этом многие фирмы платили больше, чем 50 тыс., особенно в регионах, где не такая жесткая конкуренция между страховыми компаниями и, соответственно, тарифы за обеспечение фингарантий установлены выше. В результате, по экспертным оценкам, общий сбор страховщиков в первый год действия финансовых гарантий зашкаливает за $8 млн. При этом, по данным Российского союза туриндустрии, общие реальные выплаты составили не более 2 млн. руб., или немногим более $80 тыс., то есть от 1% до 1,3% от суммы сборов. Это показатель, о котором в других видах страхования можно только мечтать.

Не будем долго дискутировать о том, почему так получилось. Это может быть результатом того, что разговоры о масштабах нарушений прав потребителей были сильно преувеличены лоббистами закона. Можно объяснить ситуацию тем, что, как и предупреждал РСТ, закон, по целому ряду причин, оказался не очень-то работающим. Нельзя исключать и того, что потребители недостаточно информированы о своих возможностях по претензиям к туроператорам. Но доподлинно известно, что подавляющая часть претензий удовлетворялась туроператорами самостоятельно.

Кроме того, известно, что фактически за 9 месяцев со дня вступления в силу новых правил туроператорам приходится обеспечивать фингарантии на сумму не 5 млн. руб., а 15 млн., поскольку ответственность на новый срок надо подтвердить за 3 месяца до окончания действующей.

Именно поэтому в декабре 2007 года РСТ обратился в Росстрахнадзор и Всероссийский союз страховщиков с предложением внести изменения в действующие страховые тарифы по обеспечению фингарантий. Во-первых, в связи с небольшим количеством выплат по страховым случаям, РСТ считает целесообразным при продлении действия фингарантий ввести дополнительный понижающий коэффициент в размере от 0,2 до 1,0 от базового страхового тарифа. А во-вторых, РСТ предлагает рассмотреть возможность введения для туроператоров, занимающихся приемом иностранных туристов, понижающего коэффициента от 0,05 к базовому размеру страхового тарифа, поскольку в этом случае права туриста как потребителя гарантируются отправляющим его иностранным туроператором в соответствии с законодательством страны, где этот тур был приобретен.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно