Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

Sberbank CIB перестал публиковать «индекс Иванова» после его падения

03:22, 13 августа 2019

Sberbank CIB с 2013 года рассчитывает индекс потребительской уверенности среднего класса. Но в прошлом году неожиданно перестал публиковать этот показатель, заметил The Bell. В этот период потребительский настрой россиян резко ухудшился. Раскрывать значение индекса банк продолжил только в этом году, когда он начал восстанавливаться.

Анализируя экономическую статистику последних лет, The Bell обнаружил, что Sberbank CIB на протяжении трех кварталов подряд – со второго 2018 года по первый 2019-го – не раскрывал значение своего популярного «потребительского индекса Иванова». Этот перерыв случился впервые за всю историю поквартального исследования, которое проводится с 2013 года.

В апреле 2018 года Sberbank CIB показал результаты за первый квартал: тогда «индекс подрос до минус 9%». А в следующий раз раскрыл его значение только в 2019 году: оказалось, что во втором квартале по отношению к первому кварталу того же года «индекс настроений потребителей снова подрос, с минус 22% до минус 21%» .

О том, что происходило с индексом в течение трех последних кварталов 2018 года, Sberbank CIB не отчитывался. The Bell попросил банк раскрыть эти данные, но в ответ получил от только такой комментарий: «В течение 2018 года наблюдалось снижение потребительской уверенности, вызванное совокупностью факторов: новости о предстоящем повышении НДС, новости о повышении пенсионного возраста на фоне сокращающихся реально располагаемых доходов, – передал в ответ на запрос Михаил Красноперов, старший аналитик Сбербанка по потребительскому сектору. – Индекс доверия восстанавливается в 2019 году на фоне улучшающихся ожиданий по экономике страны, личному благосостоянию, росту бизнес-уверенности».

«Условный Иванов» рассматривается аналитическим департаментом Sberbank CIB как типичный представитель среднего класса в России. Индекс отражает потребности и ожидания «ивановых», динамику их потребительских расходов, сбережений, потребительского поведения и уровня уверенности в целом. Опрос 2,3 тысячи «ивановых» в возрасте от 18 до 65 лет проводится начиная с 2013 года, раз в квартал. Он охватывает жителей 164 городов с населением более 100 тысяч человек. Методика опроса соответствует ежеквартальным опросам Росстата и оценкам потребительской уверенности в таких же индексах в Евросоюзе, но применяется более широкий перечень вопросов о поведении потребителей со средним уровнем дохода, описывает Sberbank CIB. В результате погрешность индекса оценивается менее чем в 2%.

Исследование не публикуется в открытом доступе полностью. Некоторые выводы из него и ключевой показатель самого «индекса Иванова» публикуются на сайте Sberbank CIB.

В первые месяцы составления «индекса Иванова» в 2013 году он равнялся минус 9%. Это был один из лучших показателей за все время. В конце 2014 года индекс рухнул до минус 24%, но затем начал восстанавливаться. К 2017 году он почти вернулся к изначальному уровню (минус 10%), а в первом квартале 2018 года достиг изначальных минус 9%.

Дальше до 2019 года никаких цифр банк не публиковал, но к концу 2018 года индекс провалился до минус 24%, следует из новостей начала 2019 года. По итогам второго квартала 2019 года банк раскрыл, что индекс снова подрос – с минус 22% до минус 21%.

Падение «индекса Иванова» на практике означает ухудшение положения среднего класса и его уменьшение. По итогам второго квартала 2019 года, согласно исследованию, 38,9% затрат «условного Иванова» приходилось на покупку продуктов (против 38,2% год назад) – и это самая большая статья расходов среднего класса. Чем выше доля расходов на продовольствие в структуре потребления, тем ниже доля среднего класса в экономике.

Доля среднего класса, у которого нет сбережений, выросла по итогам второго квартала 2019 года до 43% против 41% годом ранее, а объем сбережений снизился на 13% в годовом выражении и составил 152 тысяч рублей, приводил РБК данные Sberbank CIB.

Средний объем долга (без учета ипотеки) непрерывно увеличивался со второго квартала 2018 года. За год он вырос на 10%, до 260 тысяч рублей, следовало из тех же данных.

Доля относящих себя к среднему классу людей сократилась с 60% в 2014 году до 47% в 2018 году, следовало также из последних замеров «индекса Иванова» – об этом писали «Ведомости» в апреле этого года.

Если человек может откладывать, путешествовать, ходить в рестораны, то он относит себя к среднему классу, если же денег хватает только на основные траты – к классу «ниже среднего», объяснял начальник аналитического подразделения Sberbank CIB Ярослав Лисоволик.

В Москве доля среднего класса с 2014 по 2018 годы сократилась с 63% до 54%, а людей с низкими доходами – увеличилась с 27 до 39%. В других регионах наблюдалась аналогичная ситуация: в Петербурге доля среднего класса уменьшилась с 58% до 51%, в прочих городах-миллионниках – с 61% до 49%.

Аналитики Альфа-банка в обзоре в конце июня 2019 года оценивали долю среднего класса в российской экономике еще консервативнее – в 30% в 2018 году против 37% в 2014 году.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно