Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Российские авиакомпании несут убытки и ждут помощи от государства

00:33, 13 июля 2016

Операционные убытки крупнейших авиакомпаний России по итогам первого квартала 2016 года составили 24 млрд рублей против 16 млрд рублей за тот же период 2015 года. По словам президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимира Тасуна, показатели выглядят удручающе и демонстрируют негативные тенденции, ярко проявившиеся еще в 2015 году: убытки на внутренних линиях составили 25,6 млрд рублей, а прибыль на международных составила лишь 1,5 млрд рублей.

За весь 2015 год операционные убытки 112 российских авиакомпаний от перевозок пассажиров составили 8,5 млрд рублей. Основной убыток также был на внутренних линиях – 44,9 млрд рублей против 35,9 млрд рублей в 2014 году (рост на 25%), прибыль на зарубежных маршрутах их не смогла компенсировать. За год пассажиропоток, по данным Росавиации, снизился на 1,2%, до 92 млн человек.

В июне 2016 года пассажиропоток упал на 14,4%, до 1,3 млн пассажиров. Параллельно у авиакомпаний продолжают расти расходы: в первом квартале они увеличились на 15%, до 225 млрд рублей. Основной статьей по-прежнему остаются затраты на лизинг самолетов. Растут расходы на обслуживание и ремонт. Дерегулирование части тарифов московских аэропортов весной уже вызвало протесты авиакомпаний, но в ФАС говорили о готовности расширить эту практику и на другие аэропорты.

Эксперты уверены: остроту нынешнему кризису придали резкая девальвация рубля и изменение геополитической ситуации, из-за чего большинство авиакомпаний потеряло своего зарубежного пассажира, который приносил валютную выручку. Значительная часть расходов авиакомпаний, в частности лизинговые платежи за иностранные самолеты, за их техобслуживание и ремонт, также номинированы в валюте. Это основная причина дисбаланса, который приводит к увеличению долговой нагрузки.

Статистика майских авиаперевозок показала, что отечественные курорты так и не смогли полностью заменить российским туристам Турцию и Египет. Авиакомпании продемонстрировали беспрецедентный спад пассажиропотока на 14,3%, а международные линии лишились каждого третьего пассажира. Причем, эксперты и участники рынка не уверены, что возобновление туристических перевозок в Турцию глобально изменит картину в отрасли, страдающей от снижения платежеспособного спроса. Это поможет отдельным перевозчикам, но не оздоровит отрасль в целом.

Правда, «Аэрофлот» по итогам года компания ждет роста пассажиропотока. В S7 «Коммерсанту» сообщили, что рост перевозок обусловлен открытием новых направлений и пополнением парка, что позволило добавить рейсы на востребованных направлениях из Москвы и Новосибирска. Эффект от открытия Турции будет заметен к концу третьего квартала, считают эксперты, и в сентябре пассажиропоток начнет постепенно восстанавливаться. Это может исправить ситуацию на рынке.

Владимир Тасун не ждет улучшения, так как одна из основных составляющих затрат авиакомпаний – лизинг, номинированный в валюте, и эта плата выросла вдвое, поэтому тарифы на авиабилеты продолжат расти. Он считает единственной эффективной мерой удержания рынка от стагнации или падения обнуление НДС на внутренних линиях.

В июне Минтранс внес в правительство предложение об обнулении НДС на внутренние пассажирские перевозки. Напомним, с июля 2015 до конца 2017 года НДС снижен с 18% до 10%. По оценкам министра транспорта Максима Соколова, нулевая ставка могла бы принести внутренним региональным авиаперевозкам «около 20 млрд рублей». Но в Минэкономики считают, что обнуление НДС не гарантирует снижения цен на билеты и роста спроса, необходимо соотнести финансовое состояние авиакомпаний и выгоды для экономики страны от такого решения. В Минэкономики говорят, что льготный НДС и госсубсидирование маршрутов улучшат финансовое состояние перевозчиков, но вопрос нуждается в доработке, и компании должны принимать свои меры финансового оздоровления. В Минтрансе не располагают данными о доработке документа.

«Если правительство не собирается менять экономический режим для авиакомпаний, то единственным вариантом их спасения останется экономически оправданное взаимодействие между игроками рынка», – пояснил глава Infomost Борис Рыбак. Такая кооперация предусматривала бы «безусловный запрет на убыточные операции», сокращение провозных емкостей и повышение цен на билеты до экономически обоснованных.

По словам председателя редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексея Комарова, для нынешнего кризиса нет простых рецептов. Существует такая теория, что авиаперевозки должны дешеветь внутри страны, она поддерживается отдельными чиновниками и средствами массовой информации. Но именно это создает, по словам эксперта, фундаментальный дисбаланс. Есть покупательная способность населения и есть совершенно четкая себестоимость перевозки. Если себестоимость выше, чем то, что могут себе позволить пассажиры, авиакомпании должны или в борьбе за клиента работать себе в убыток, или повышать цены, что вряд ли понравится потребителю. Выход из этой ситуации пока неясен.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно