РАТА-новости
Карлсон 15.05-15.06
 
ТурТрансВояж 24.06.2019
 
Мостурфлот с 18.07
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Ванд Китай
 
 
 
 
Grecotel май
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Июль
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
ГлавнаяРАТА-новости от 13.07.2009Российское авторское общество слышит музыку звонкой монеты

Российское авторское общество слышит музыку звонкой монеты


Гостиницы и круизные компании по всей России столкнулись с серьезной проблемой. Общества защиты авторских прав, наиболее активное из которых Российское авторское общество (РАО), требуют заключать с ними договоры о выплате вознаграждений обладателям авторских и смежных прав. Гостиницы вынуждают платить за пользование телевизорами и радиоприемниками в номерах и холлах по ставке 0,15% с валового дохода номерного фонда (плюс 2 рубля в месяц за квадратный метр площади общественных помещений, где звучит фоновая музыка), а круизные компании – те же 0,15% со всего дохода за прослушивание пассажирами музыки на борту судов. Понятно, что суммы получаются огромные.

Об этом, в частности, шла речь на заседании комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по туризму, индустрии гостеприимства и отдыха. Как отметил член правления РСПП, председатель комиссии, президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, ситуация с требованием выплаты авторских вознаграждений становится все более проблемной. В некоторые гостиницы приходят представители сразу нескольких организаций по защите авторских прав, к проверкам привлекаются сотрудники правоохранительных органов. Были попытки взимания аналогичных сборов с туристических автобусов.

Директор филиала Российской гостиничной ассоциации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Алексей Мусакин рассказал RATA-news, что в Петербурге проблема авторских отчислений остро встала для гостиниц прошлой осенью, когда по «наводке» РАО отдел МВД по контролю за потребительским рынком проверил сразу 200 отелей. Было наложены штрафы, причем суммы доходили до 400 тыс. рублей. Ассоциация рекомендовала своим членам подавать протестные иски, но единственный случай, когда такой иск был выигран – дело гостиницы «Васильевский остров». Правда, и оно было прекращено не потому, что суд признал неправоту РАО, а по формальным признакам – из-за недостатка материалов. По словам Алексея Мусакина, в договорах с РАО есть пункт о том, что общество имеет право затребовать у гостиниц налоговую отчетность, причем в объемах, превышающих даже требования налоговой инспекции. «Это абсурд, так как РАО – всего лишь некоммерческая организация. Мы признаем авторские права и готовы платить там, где дело идет об общественных помещениях - ресторанах, холлах, – утверждает Алексей Мусакин. - Плату за трансляцию теле- и радиопрограмм в номерах, как мы считаем, брать некорректно, поскольку гостиничный номер не является местом публичного исполнения. Кроме того, государство само обязало нас ставить телевизоры в номерах гостиниц уровня 3* и выше. А теперь требует за это дополнительные деньги».

У круизной компании «Вояж» из Ростова-на-Дону также возникли проблемы с РАО. По словам ее коммерческого директора Александра Макарова, у ростовского отделения РАО требования даже шире, чем в других регионах России – общество вынуждает компанию подписать не один, а два договора – по авторскому праву и отдельно по смежным правам (принадлежат исполнителям музыки и производителям фонограммы), то есть получается уже не 0,15% с оборота, а 0,3%. Кроме того, в «Вояж» помимо РАО пришла еще одна организация по защите коллективных прав и предложила заключить договор с ней. «Мы пытаемся договариваться о сокращении выплат. Я считаю, что платить надо с прибыли, а не с оборота. Содержание круизного флота – дорогое удовольствие, у нас огромные расходы на топливо, питание и т.д. Почему мы должны платить авторам процент с этих трат?», - говорит Александр Макаров.

Аналогичная ситуация – у круизной компании «Инфофлот». По словам генерального директора Александра Сахарова, представители РАО приходили уже в три офиса фирмы – в Москве, Петербурге и Самаре. «Мы пока решили заключить договор и платить, но надеемся общими усилиями добиться снижения отчислений, – говорит г-н Сахаров. – Если же это не удастся, возможно, мы вообще откажемся от современной музыки и будем проигрывать классику. Ведь в путевке у нас нигде не указано, какое музыкальное сопровождение мы обязуемся обеспечивать пассажирам. Сейчас мы используем много музыки в различных помещениях теплоходов, но в основном это радио. Насколько я знаю, радиостанции и так платят авторские отчисления. А мы, получается, должны платить их еще раз?»

Комиссия РСПП поддержала позицию Федерации рестораторов и отельеров, Российского союза туриндустрии и Российской гостиничной ассоциации, которые считают, что общества по защите авторских прав не должны взимать плату за трансляцию музыки в номерах средств размещения и в каютах круизных судов. Такой же точки зрения придерживается Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура). В документе за подписью начальника правового управления ведомства В.Ю. Городничева говорится: «В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 1270 ГК РФ публичным исполнением произведения является представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо оттого, воспринимается ли произведение в месте его показа или в другом месте одновременно с показом или представлением произведения. Таким образом, использование телевизоров в холле гостиницы подпадает под действие п. 6 подп. 1 ст. 1270 ГК РФ. В то же время использование телевизоров в гостиничных номерах не может быть отнесено к публичному исполнению музыкальных произведений».

Однако, по словам Алексея Мусакина, РАО заявило питерским отельерам, что «мнение правового управления Росохранкультуры им не указ». Заявление странное, так как именно это ведомство выдает аккредитацию Российскому авторскому обществу и подобным ему организациям. Алексей Мусакин рассказал RATA-news, что сейчас ассоциация ведет переговоры с правительством города и администрацией центрального района Петербурга, где расположено больше всего малых отелей, чтобы запрос в Росохранкультуру был сделан от имени правительства Санкт-Петербурга. «Если на это письмо не будет ответа, мы подадим коллективный судебный запрос к РАО, поскольку каждому отдельному отелю слишком дорого судиться с этой организацией».

На заседании Комиссии по туризму, индустрии гостеприимства и развлечений РСПП начальник отдела охраны авторского права и смежных прав Росохранкультуры Георгий Сытенко заявил, что его ведомство готово поддержать сторону гостиниц в судебных исках против авторских обществ, если речь идет о взимании денег за трансляцию теле- и радиопередач в номерах гостиниц. Задача Росохранкультуры – не только охрана авторских прав, но и надлежащее исполнение закона. Г-н Сытенко подчеркнул, что организации по защите коллективных прав – это не государственные организации, а лишь их представители. Их позиция – не единственно верная, с ней можно спорить и вырабатывать взаимоприемлемые решения. В Росохранкультуре хотели бы получать информацию о том, какова практика применения законодательства по коллективному управлению правами и, в первую очередь, о том, как работают аккредитованные этим ведомством организации.

Юрист Федерации рестораторов и отельеров Мария Орлова советует при возникновении этой проблемы обязательно нанимать для экспертизы договоров специалиста по авторскому праву. Нужно внимательно читать предлагаемые договоры, искать более дешевые альтернативные варианты выплаты вознаграждений обладателям авторских прав. Например, как рассказала г-жа Орлова, несколько ресторанов в Петербурге напрямую заключили контракты с композиторами, создавшими для них музыкальные произведения. Это оказалось на порядок дешевле того, что требовало РАО. Также поступил столичный развлекательный комплекс «Снежком», где РАО потребовало платить за музыкальное сопровождение пропорционально площади горнолыжного спуска. Комплекс заключил договор с молодыми композиторами, отказавшимися от вознаграждения за исполнение их музыки. Можно подписать соглашения с небольшими звукозаписывающими компаниями – те сделают для ресторана или круизного теплохода подборку произведений, на которые имеют права. Существует также специальное программное обеспечение, которое подключается к трансляционным сетям и интернету. Программа передает отчеты о трансляциях на специальный сайт, где у пользователя есть личный кабинет. Это оборудование позволяет платить только за фактическое использование тех или иных произведений и также может серьезно сэкономить средства. Круизным компаниям в договоре необходимо оговаривать сезонность – иначе, поскольку договоры об отчислении авторского вознаграждения заключаются на год, возникнет необходимость платежей в течение всего года. Кроме того, если речь идет о теплоходе, можно юридически разделить места общего пользования и предприятия питания и платить за них по ставкам, не привязанным к обороту.

Долгое время в нашей стране пренебрежительное относились к авторским правам, а сейчас юридическая практика в этой области бурно развивается. В США еще в 1927 г. была создана первая радиостанция, предлагающая услуги для мест общего пользования – она передавала только «очищенные» с точки зрения авторских прав произведения. У нас же до сих пор даже юристов, хорошо разбирающихся в авторском праве, очень мало. И уж тем более мало что понимают в этом отели, рестораны, круизные компании. А противостоят им общества по защите прав, которым государство разрешило зарабатывать деньги и которые эту сферу прекрасно знают. Незнание законов никого не оправдывает, но позиции не равны. Изначально организации по защите коллективных прав создавались для поддержания правообладателей, сохранения культурной среды. Нынешняя их практика, по мнению Марии Орловой, извращает понятие авторского вознаграждения, приводя к диктату коммерческих организаций. Если раньше в положении о деятельности РАО был указан процент авторского вознаграждения, который эта организация может оставить себе, то сейчас его нет. Причем закон не ограничивает количество обществ по управлению правами авторов и исполнителей. Им даже не обязательно получать государственную аккредитацию – достаточно заключить договоры с несколькими авторами на представление их интересов. Правда, общество, аккредитованное Росохранкультурой, может представлять интересы всех авторов, а не только тех, с которыми заключило договор. РАО получило аккредитацию в августе прошлого года, с этого момента и начались проблемы у гостиниц. (Юлия Батырь, RATA-news)

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал грекотель 22.05
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100