РАТА-новости
Шарджа с 1 сентября
 
Греция 06.09
 
Мостурфлот с 9 сентября
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Ванд Китай
 
 
German Wines с 4 августа
 
 
Grecotel с 9 сентября
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Сентябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
ГлавнаяРАТА-новости от 13.06.2006Туристические компании начали игру на выживание

Туристические компании начали игру на выживание


Российский туристический рынок, наконец, начал консолидироваться. В отличие от иных отраслей здесь этот процесс начался позже, чем где-либо, всего лишь год назад, и, судя по частоте и масштабу событий, подходит к своему пику. На это указывают всплеск инвестиций в турбизнес со стороны и активность крупнейших игроков; они скупают конкурентов, доли в авиаброкерских фирмах, активы за рубежом. Итог эксперты видят следующим: вливание финансовых ресурсов ускорит консолидацию, к 2008-2009 годам количество туроператоров на выездных рынках сократится в несколько раз, и массовые направления поделят между собой 10-15 туроператоров.

Массированные инвестиции. Начало этого года было отмечено небывалым по меркам российского туррынка всплеском инвестиционной активности. В абсолютных цифрах суммарные инвестиции невелики: в турфирмы, отправляющие россиян за рубеж, было вложено около $40 млн. Однако принципиальным в данном случае было не то, сколько потратили на покупку турфирм, а то, кто потратил эти деньги. В туристический бизнес впервые вложились те, кто до сих пор не жаловал своим вниманием этот сектор отечественной экономики,– два фонда прямых инвестиций. В феврале UFG Privat Equity Fund приобрел у холдинга "Туральянс" 25% акций ОАО "Академ Альянс М", управляющего второй в России по размеру сетью турагентств "Куда.ру". Сумма сделки – $13,5 млн. – была рекордной для отечественного туррынка. А в марте о продаже 25% акций немецкому фонду прямых инвестиций "Квадрига Капитал" объявила турфирма "Нева" (занимает пятую строчку в рейтинге крупнейших туркомпаний России, составленном Ъ и газетой "Туринфо"). Сумма сделки не разглашалась, представители фонда сообщали лишь, что работают с инвестициями в размере $5-25 млн.

Средства от продажи акций владельцы туркомпаний не забрали на личные нужды, а сразу же вложили в расширение бизнеса. "Нева" объявила о покупке отеля Alegra 4* на болгарском курорте Золотые Пески. А "Туральянс" в апреле удивил участников рынка сообщением о покупке сети турагентств "Магазин горящих путевок" (МГП); владельцы сети также вели переговоры о продаже с "Интуристом", однако "Туральянс" в последний момент предложил более высокую цену, крупнейшая в России сеть турагентств была оценена им в $5,5 млн.

Несмотря на сорвавшуюся сделку, ВАО "Интурист" тоже не теряло времени даром. Компания приобрела долю в авиаброкерской фирме "Мегаполюс-Авиачартер", занимающейся организацией чартерных рейсов за рубеж. По оценке участников рынка, 51% долей в "Мегаполюс-Авиачартере" обошелся покупателю не более чем в $2 млн. Руководство "Интуриста" тогда сообщило, что таким образом ВАО, лидер на рынке приема иностранцев в России, намерено усилить позиции на выездных направлениях.

Наконец, в мае стало известно еще об одной сделке. Байкальский банк Сбербанка РФ приобрел у "Иркутскэнерго" 50% акций ООО "Гранд Байкал", крупнейшего туроператора Восточной Сибири. Созданная в 2002 году компания "Гранд Байкал" владеет крупными базами отдыха, пансионатами и санаториями в Иркутской области и Бурятии, гостиничным комплексом и собственным флотом на Байкале. В рейтинге Ъ и "Туринфо" турфирма заняла 40-е место, ее оборот в 2005 году составил $8,65 млн. За 50% акций ЗАО "Гранд Байкал" Байкальский банк Сбербанка заплатил €5,5 млн.

Рынок семейных фирм.Инвесторы впервые появились на туррынке в целом и на рынке выездного туризма в частности в таком количестве и, главное, качестве. "Выездной" сегмент туристической индустрии пребывает в состоянии "феодальной раздробленности". На нем работают тысячи компаний, которые занимаются производством и перепродажей турпродукта – заказывают собственные чартерные рейсы, покупают места на чужих, бронируют гостиницы за рубежом, формируют или просто перепродают уже готовые туры. Крупных компаний на этом рынке, тех, кто обслуживает не менее сотни тысяч туристов в год, не больше десятка.

По мнению президента компании "Натали турс" Владимира Воробьева, ни один из крупных туроператоров не контролирует сегодня больше 7-8% туррынка. Эти оценки подтверждают и в сетевых турагентствах. "Прошлой зимой мы работали с более чем 220 туроператорскими фирмами,– рассказывает гендиректор 'Магазина горящих путевок' (МГП) Сергей Агафонов.– Однако потом решили кардинально сократить число поставщиков, и теперь в нашей базе чуть более 70 компаний, которые, по нашим оценкам, контролируют 85-90% российского выездного рынка".

Суммарная доля рынка, которую занимают в выездном турбизнесе мелкие и средние туроператоры (нередко это семейные фирмы), остается довольно большой. "В зависимости от направления доля мелких и средних туроператоров, к которым, кстати, относится и наша компания, колеблется от 10 до 50%",– говорит председатель совета директоров компании "Пакс" Сергей Приголовкин. В прежние годы эти компании росли за счет собственных ресурсов, без крупных капиталовложений со стороны. Однако теперь бизнесмены от туризма понимают, что для гарантированного выживания необходимо заручиться чьей-то финансовой поддержкой. "Будущее за теми компаниями, которые имеют значительный финансовый потенциал либо могут рассчитывать на финансовую поддержку акционеров или потенциальных инвесторов",– говорит гендиректор компании "Капитал тур" Инна Бельтюкова.

По мнению экспертов, консолидация выездного рынка и укрупнение работающих на нем компаний займет от трех до пяти лет. "Уверена, что основные направления массового спроса перейдут под контроль 10-15 компаний в течение следующих трех лет",– прогнозирует Инна Бельтюкова. Первый заместитель гендиректора турфирмы "Нева" Алексей Каширский полагает, что структурные изменения на рынке достигнут пика уже к 2008 году: "Поглощения, уход с рынка других, еще более масштабные инвестиции в турбизнес со стороны финансовых структур – все это ожидает нас через два-три года".

Деньги на выживание.Финансовые вливания потребуются туроператорам уже в ближайшем будущем не только для того, чтобы расширить бизнес, но и для того, чтобы сохранить позиции. "Если бы рентабельность выездного туризма была такой же, как в предыдущие годы, сейчас не было бы такой острой необходимости в укрупнении рынка и его основных игроков",– отмечает Алексей Каширский. По оценке Сергея Агафонова, из-за усиливающейся конкуренции прибыльность туроператорского бизнеса в последние годы резко снизилась: "Еще четыре года назад туроператор оставлял себе до 10% от стоимости тура и столько же выплачивал турагенту в качестве комиссионных. Сейчас турагент получает все те же 10%, а себе туроператоры на массовых направлениях – Турция, Египет, Испания, Болгария – оставляют всего 2-3%".

Показательно, что при невысоких темпах роста турпотока в целом крупные туроператоры заявляют, что увеличили свои обороты на 25-30% и более (см. справку). "В этом году у нашей компании рост уже сейчас составил 60%,– рассказывает Владимир Воробьев.– Однако он свидетельствует вовсе не о том, что на направлениях, с которыми мы работаем, туристический бум. Просто в ходе конкурентной борьбы мы откусываем доли рынка друг у друга". А Алексей Каширский из "Невы" отмечает, что в прошлом году количество туристов, обслуженных его компанией, увеличилось на 25-30%, что "не соответствует темпам роста туррынка, которые составили в лучшем случае 5-10%": "Двадцатипроцентный прирост мы получили за счет перераспределения потоков, которое активизировалось в последнее время; доли уходящих туроператоров переходят к более мощным участникам рынка". Эту точку зрения разделяет и гендиректор "Пак-групп" Илья Иткин: "Объемы падают не только у мелких фирм, но и у игроков средней руки".

Эксперты отмечают, что многие, в том числе крупные туроператоры продолжают наращивать количество клиентов за счет демпинговых цен. "На направлениях массового спроса продолжает бушевать демпинг, который стимулирует появление новых низкобюджетных туристов,– говорит Инна Бельтюкова.– Люди, которые за $199 съездили на неделю в четырехзвездную гостиницу в Турции,– это живая реклама направления, рассчитанная на неплатежеспособного клиента". Работа в таких условиях с очень низкой, если даже не отрицательной рентабельностью только усиливает структурирование рынка.

Еще одним фактором, обостряющим конкуренцию, является то, что рост числа выезжающих на отдых за рубеж происходит, как заметили туроператоры, за счет повторных поездок. "Растет не число отдыхающих, а частота поездок,– признает Сергей Агафонов из МГП.– В таких условиях борьба за клиента приобретает особенно ожесточенный характер, что опять же способствует консолидации рынка".

Шесть из девятнадцати.Первые итоги процесса укрупнения туррынка можно подводить уже сейчас. "Наиболее драматичные изменения произошли за последние годы на массовых направлениях – турецком, испанском, египетском",– рассказывает Дмитрий Даниленко, вице-президент информационной службы "Банко", с конца 1990-х годов два раза в год публикующей рейтинг предпочтений сотрудничества в туризме. Рейтинг "Банко" по египетскому направлению по итогам зимнего сезона 1998/99 года возглавляли три фирмы, которые поделили между собой 29,9% голосов турагентств. В него попали 19 компаний. По итогам 2005/06 в рейтинге остались всего шесть из них. При этом 33% голосов турагентств достались "Тэз туру". Схожая ситуация и на других массовых направлениях.

Участники рынка отмечают, что достичь подобных результатов сегодняшним лидерам рынка удалось не без помощи финансовых структур. По их словам, инвесторов, вложивших деньги в турбизнес, сегодня гораздо больше, чем может показаться. Чтобы остаться в бизнесе, многие крупные туроператоры, отправляющие туристов за рубеж, продали часть своих компаний либо взяли кредиты под залог акций. "Есть довольно много крупных и средних туроператоров, которые привлекли инвестиции, но не стали объявлять об этом,– говорит гендиректор компании 'Ванд Интернешнл' Татьяна Ванд.– За последний год это стало массовым явлением".

Об этом же говорит и коммерческий директор компании "Тэз тур" Александр Буртин: "В течение последних двух лет у многих крупных туроператоров, которые занимают заметные позиции на ряде направлений, по моей информации, действительно появились инвесторы, чьи имена не раскрываются. Меня это не удивляет: финансовые структуры ищут, куда вложить деньги, и рынок туризма, основные игроки которого до сих пор остаются независимыми, кажется им достаточно капиталоемким и интересным". (Коммерсантъ)

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал риксос 21.05
Вояджер
Польша гиф
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«Онлайн Экспресс» открывает весь мир – не надо дозваниваться до туроператора, запрашивать варианты поездок, тратить время на утомительную самостоятельную сборку. На нашей платформе можно сформировать любой тур. Причем, по подсчетам самих агентов, время поиска сокращено в 4-5 раз.
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100