Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Электронный билет: проблемы российского законодательства

08:07, 13 июня 2006

Согласно планам IATA к началу 2008 г. участникам мирового авиационного сообщества придется отказаться от бумажной технологии продаж билетов. Подписан и приказ Минтранса России «Об установлении формы электронного билета в гражданской авиации» (от 6 мая 2006 г. № 54). Однако внедрить e-ticketing российским авиакомпаниям мешают несовершенные законы.

По мнению специалистов компании «Ирма-Аудит», во-первых, имеет место юридическая проблема, касающаяся взаимоотношений пассажира и авиаперевозчика. По российскому законодательству бумажный билет является договором между пассажиром и авиакомпанией (ст. 105 Воздушного кодекса РФ): «Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом, багажной квитанцией, грузовой или почтовой накладной». Об этом же сказано в статье 786 Гражданского Кодекса РФ.

В соответствии с п.1 ст. 159 ГК РФ, устная форма заключения допускается для сделок, для которых законодательством не установлена письменная (простая или нотариальная) форма. Гражданский и Воздушный кодекс, как мы видим, прямо предусматривает для договора пассажирской перевозки простую письменную форму заключения сделки, удостоверенную билетом.

В той же ст. 159 сказано, что несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность. Фактически это означает, что при оформлении электронного билета российское законодательство не дает пассажиру гарантии соблюдения его прав и не защищает от недобросовестности перевозчика.

Во-вторых, бумажный билет является бланком строгой отчетности (письмо Минфина России от 29 мая 1998 г. N 16-00-27-23). В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ при расчетах наличными с населением фирмы вместо контрольно-кассовой техники могут использовать бланки строгой отчетности. При этом можно применять те бланки, которые были утверждены ранее Минфином России, до 1 января 2007 года. Об этом сказано в пункте 2 постановления Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171.

Электронный билет не является фискальным документом. Таким образом, применение ККТ при продаже электронных билетов за наличный расчет является обязательным.

В-третьих, налоговая ставка 0% по НДС применяется только по перевозкам, оформленным соответствующими перевозочными документами (билетами), а также при соблюдении всех требований статей 164 и 165 НК РФ.

Пп. 2 п. 6 ст. 165 НК РФ среди документов, необходимых для подтверждения НДС по ставке 0% при осуществлении международной авиаперевозки, прямо указан «реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения». Отсутствие такого реестра является 100-процентным основанием для отказа в праве на применение ставки 0%. Продавцам же электронных билетов в данном реестре указать нечего.

В-четвертых, продолжают юристы компании «Ирма-Аудит», у пассажиров возникнет еще одна проблема, связанная с Налоговым кодексом. Согласно подпункту 12 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. В том числе к расходам на командировку относятся расходы на проезд командированного лица. Однако в целях налогообложения прибыли расходами признаются только обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ). Таким образом, отсутствие бумажного документа (билета) лишает организацию возможности учесть для целей налогообложения прибыли расходы на проезд командированных сотрудников.

Насколько нам известно, в настоящее проект поправок в соответствующие законодательные акты прошел стадию согласования в Минтрансе и находится на рассмотрении в Минфине и Минюсте. Однако ждать от законодателей какой-то определенности в этом вопросе раньше 2007 года не

Обсудить в telegram

вам может быть интересно