Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Сколько гостиниц не хватает Москве?

08:07, 13 февраля 2008

Два года назад RATA-news H&R уже пыталась ответить на этот вопрос. Тогдагостиниц,активно работающих на московском рынке, насчитывалось 127 на 33,94 тыс. номеров и 60,5 тыс. мест. Из них, по оценкам ведущих консалтинговых компаний, современным стандартам, полноценно отвечали около 30 объектов, позиционирующихся в верхнем сегменте рынка, который формируется отелями 4-5*. Тогда эксперты осторожно оценивали, чтоосторожно оценивали, что столичный рынок сможет безболезненно «усвоить» 23-25 гостиниц в среднем сегменте по 300 номеров – только чтобы заполнитьдефицит.

По «Генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве на период до 2010 года» количество отелей запланировано довести до 556 на 186473 места. То есть, в ближайшие три года в Москве должно появиться еще 337 гостиниц на 113573 места. Этого будет достаточно? Или многовато?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо определиться с таким непростым показателем, как количество действующих объектов в столице. В сентябре 2007 года, согласно данным официальной статистики (Мосгорстат), в городе насчитывалось 197 коллективных средств размещения (КСР) на 65,9 тыс. мест. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года количество КСР увеличилось на 4 объекта, количество мест – на 1495 единицы. Приведенные выше данные учитывают информацию только по тем объектам, которые предоставили сведения в органы статистического наблюдения и учета. Соответственно, есть вероятность того, что эти данные, по крайней мере, не совсем полны. Следует также обратить внимание на тот факт, что официальная статистика приводит информацию по коллективным средствам размещения в целом, а не только по гостиницам.

С учетом поправок, можно, таким образом, предположить, что гостиничный рынок столицы за прошедший год расширился. Хотя как относительно объемов рынка в целом, так и относительно объемов его расширения полного понимания пока нет. Так, согласно данным Комитета по туризму Москвы, объем гостиничного рынка на конец 2007 года составил 219 объектов на 72900 мест, что на 6 с лишним тысяч мест больше, чем по информации Мосгорстата.

Конечно, такие серьезные расхождения данных по объемам гостиничного рынка, представленные официальными органами Правительства Москвы, не могут не заставить задуматься экспертов относительно настоящего и будущего отрасли. Ведь отсутствие четкой базы данных, характеризующих актуальное состояние гостиничного фонда города, не позволяет с известной долей точности прогнозировать и необходимые изменения. Учитывая многомиллионные инвестиции, нужные для реализации гостиничных проектов, можно представить себе, в какие суммы может вылиться ошибка в прогнозах в масштабах всего московского рынка. В этом отношении, дабы избежать для гостиниц нежелательных потрясений, схожих по последствиям с кризисом 1998-1999 года, следует сопоставлять планы строительства новых отелей с динамикой изменения объемов спроса на эти объекты. Конечно, следует учитывать, что наличие достаточного количества гостиниц, «дешевых и разных», стимулирует развитие туризма, включая его деловой сегмент, тогда как дефицит гостиничных номеров производит противоположный эффект. Таким образом, другим вопросом, который требует решения в контексте рассматриваемой проблемы, является анализ динамики спроса на гостиничные услуги в Москве и сопоставление этого показателя с объемом потенциального предложения.

Источник: Мосгорстат, Colliers International, 2008

Как показывает диаграмма 1, в последние годы количество размещенных гостиницами Москвы лиц практически «топталось на месте»: при небольшом, но стабильном росте количества иностранных посетителей, итоговая цифра, отражающая общий объем ночующих в столичных отелях, увеличилась не более, чем на 1% (усредненный процент роста по этому показателю, согласно статистическим данным составил 7% за 5 лет).

Для целей нашего мини-исследования важно отметить не только общую динамику количества гостей, размещаемых в гостиницах города, но и сопоставить это количество с объемом въездного потока в город. К сожалению, в данном случае область сравнения ограничится иностранными (включая жителей СНГ) гражданами, так как приезжающие в Москву россияне «фиксируются», в основном, гостиницами.

Как показывает диаграмма 2, в течение всех последних лет наблюдений количество иностранных гостей, которые не пользуются услугами гостиниц Москвы, постоянно растет. Если 5 лет назад два из трех иностранцев нуждались в гостиничных услугах, то теперь это соотношение изменилось на противоположное, и не в пользу КСР.

 

Источник: Мосгорстат, Colliers International, 2008

Можно сказать, что впечатляющие, по данным московского Комитета по туризму, темпы роста въездного потока в столицу на гостиничный сектор влияют довольно слабо. Действительно, большинство экспертов понимает, что ситуация, сложившаяся на рынке Москвы в последние годы, где демонстрируются впечатляющие темпы роста показателей доходности действующих отелей, возникла не столько благодаря росту спроса на услугу размещения, сколько из-за отсутствия достаточного количества предложения.

В этих условиях, конечно, следует принимать меры к тому, чтобы эти диспропорции выровнять, для чего необходимо строить новые отели. Однако и в этом деле следует избегать крайностей, и, сравнивая Москву с Парижем или Лондоном по показателю гостиничных номеров на тысячу жителей, не следует забывать о разнице в количестве принимаемых этими городами туристов. В противном случае, экономика новых проектов может оказаться на грани краха, как это видно на приводимой ниже диаграмме 3.

Источник: Мосгорстат, Colliers International, 2008

Пока реализация конкретных проектов существенно отстает от запланированных темпов: по данным Colliers International, в 2007 году в Москве было введено в эксплуатацию около 1000 новых номеров, не считая реконструированной гостиницы «Международная». При этом закрытие на реконструкцию «Украины» вывело с рынка примерно столько же номерных единиц, сколько их было построено. В такой ситуации новые объекты быстро адаптировались к рынку: загрузка большинства «новичков» в течение деловой недели приближалась к максимальной отметке. При этом рынок поглотил не только относительно «дешевое» предложение гостиниц средней (для Москвы) ценовой группы («Милан» и «Бородино»), но и «люксовых» Ritz-Carlton и Pokrovka Suite hotel. «Старые» игроки почти не почувствовали появления новых конкурентов – динамика показателей загрузки и средних цен продажи оставалась поступательной по всем подсекторам верхнего сегмента рынка Москвы.

Итак, сколько же гостиниц нужно городу, чтобы удовлетворить реальный и потенциально существующий спрос, за счет чего, как предполагается, ценовая политика столичных средств размещения будет более соответствовать качеству предлагаемых услуг? Исходя из таких понятий, как неудовлетворенный спрос и стимулированный спрос, мы полагаем, что городу не хватает не более 8-9 тыс. дополнительных номеров. При этом на люкс-сегмент приходится не более 10-15% от этого количества. И, конечно, выход такого количества новых номеров должен быть осуществлен постепенно, в течение 3-5 ближайших лет. Это позволит новым отелям адаптироваться к рынку и не повлечет за собой кризисных явлений, при том, что средние цены продаж номеров будут больше соответствовать среднеевропейским аналогам, чем это имеет место быть сегодня.

Наш прогноз не претендует на полноту охвата проблемы и отражает наше представление относительно возможного развития рынка при условии сохранения наметившихся сегодня тенденций. Существенное изменение рыночной конъюнктуры приведет к изменению сложившегося баланса, и потребует корректировки представленных здесь расчетов. (Марина Смирнова, консалтинга компании Colliers International, специально для RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно