Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Безопасность для галочки

08:07, 12 декабря 2008

10 декабря в Госдуме РФ состоялся круглый стол «Законодательное обеспечение безопасности российских туристов за рубежом». Аудиторию инициировавший мероприятие Комитет по экономической политике и предпринимательству собрал весьма представительную. В зале присутствовали заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Наталья Парщикова, директор Департамента по формированию госполитики и организации туристской деятельности этого министерства Надежда Назина, заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский, представители различных комитетов Госдумы и Совета Федерации, МИД, МЧС, отраслевых общественных организаций, страховых компаний, туроператоры и т.д. Российский союз туриндустрии представляли президент Сергей Шпилько, вице-президенты Юрий Барзыкин и Сергей Корнеев, глава Правовой комиссии Георгий Мохов и пресс-секретарь Ирина Тюрина.

Тема безопасности туристов стала чуть ли не предметом поклонения во властных и общественных структурах. О ней говорят давно и из года в год почти одно и то же. Аналогичные круглые столы неоднократно проводились и в Госдуме разных созывов, и в Совете Федерации, и в МИД России, и в ТПП РФ, и в Общественной палате. Заметим, например, что еще в начале 2002 года Евгений Писаревский организовывал обсуждение этой темы в качестве советника председателя Комитета по культуре и туризму Госдумы и ответственного координатора межфракционного депутатского объединения «Туризм России».

Много ли с тех пор изменилось? Не очень. Надежда Назина доложила на круглом столе, что в законе «Об основах туристской деятельности» впервые появилась статья (14-я), полностью посвященная обеспечению безопасности туризма. А статьи 15 и 16 определяют порядок оказания помощи терпящим бедствие туристам. Но Сергей Шпилько тут же зачитал статью 16, в которой говорится, что в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе организует их эвакуацию, и спросил: «Приведите хоть один пример, когда государство в проблемных ситуациях вывозило из других стран именно туристов?». Ответа не последовало. Да и что тут ответишь? Как в 2004 году после цунами в Юго-Восточной Азии свалилась вся ответственность, включая финансовую, на туроператоров, так и до сих пор при любом форс-мажоре стрелки на них и переводятся. И во время последних беспорядков в Таиланде, когда были заблокированы аэропорты в Бангкоке, иностранные авиакомпании прекратили полеты и россияне не могли вылететь на родину, – разве государство организовывало вывоз туристов? Нет, это туроператоры за свой счет покупали билеты и рассаживали людей по разным рейсам.

А разве не имеет отношения к безопасности туризма проблема овербукинга, когда египетские или турецкие курортные отели отказывают туристам в размещении, фактически заставляя их ночевать в автобусах, аэропортах, а то и под открытым небом или, в лучшем случае, переселяют в гостиницы классом ниже? Правда, здесь можно сказать, что помогает россиянам именно государство – в лице нескольких сотрудников консульств, у которых нет ни человеческих, ни финансовых ресурсов для решения проблем. Последний пример массового овербукинга в Египте – осень 2007 года. При этом российские органы исполнительной власти в сфере туризма делали вид, что происходящее на курортах этой страны – не их забота.

Такое же формальное отношение демонстрируют туристические власти к проблеме безопасности на дорогах Египта и других массовых направлений выезда россиян. Более того, на прошедшем круглом столе прозвучал бодрый рапорт о том, что египтяне – молодцы: и новые автобусы для перевозки туристов предоставляют, и скорость ограничивают, и мобильные бригады создали, чтобы контролировать ситуацию на дорогах. И ни слова о том, что об этих и других подобных мерах борьбы с дорожно-транспортными происшествиями Египет твердит уже как минимум лет пять, а последняя трагедия с российскими туристами случилась в этой стране совсем недавно, в сентябре нынешнего года. Что в этой ситуации предлагает Ростуризм? Наделить его полномочиями на исключение из реестра тех туроператоров, которые из-за недобросовестной работы поставили под угрозу жизнь и здоровье туристов. Важная формальность. Но это ли главное?

Уже в который раз Сергей Шпилько рассказывал на круглом столе, что еще в мае 2005 года, вскоре после стихийного бедствия в Юго-Восточной Азии, Российский союз туриндустрии внес в тогдашний Комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму подробные предложения, касающиеся разработки первоочередных мер по защите прав и законных интересов российских граждан в условиях чрезвычайных ситуаций за рубежом. Что реализовано? Один пункт: спустя 3,5 года после обращения РСТ регламентирован порядок оповещения туристов, турфирм и средств массовой информации государственными органами исполнительной власти о признании страны или отдельного региона нежелательными для посещения российскими гражданами. Да и то – формулировки этих оповещений не конкретизированы и вопросов вызывают множество. «Нет градации рекомендаций, поэтому трудно оценить степень опасности. Можно было бы использовать западный опыт, присваивая событию желтый, оранжевый или красный уровень, - сказал Сергей Корнеев. – А получать рекомендации госорганов должны, видимо, не только туристы, но и авиаперевозчики, которым невыгодно останавливать полеты и они продолжают привозить пассажиров в проблемную страну или регион».

А что так и не сделано? Один из пунктов из этого перечня назвал Евгений Писаревский: до сих пор не введено обязательное страхование жизни и здоровья российских граждан, выезжающих за рубеж, и многие туристы просто экономят на страховке. Остальные пункты в очередной раз перечислил Сергей Шпилько. В экстренных ситуациях, по-прежнему, не создается оперативный межведомственный штаб с участием государственных органов управления, авиакомпаний, туроператоров и их объединений для координации действий и ликвидации последствий чрезвычайных происшествий с российскими туристами за рубежом. Сколько человек находится в зоне бедствия, кого, когда и как вывозить – все это оценивается экспертно, на глазок, и только для того, чтобы отвечать на вопросы журналистов. Информацию у авиакомпаний о возможности осуществления возвратных рейсов из страны, где возникла чрезвычайная ситуация, по-прежнему, запрашивают не государственные органы власти, а только туроператоры, и ответы часто получают, учитывающие интересы исключительно перевозчиков. Финансирование мероприятий по защите прав и интересов российских туристов, оказавшихся в зоне чрезвычайных ситуаций, осуществляют все те же туроператоры, реже – перевозчики, а государственный бюджет в этом никак не участвует.

Обобщил этот ряд Юрий Барзыкин: в России до сих пор не создана целостная система обеспечения безопасности туристов, статистики несчастных случаев в туризме и их анализа, защиты личности и собственности в сфере туристической деятельности, в том числе за счет современных страховых механизмов. Результат – многочисленные нарушения прав туристов. Что надо сделать? Проработать и законодательно закрепить механизмы оперативного разрешения ситуаций, связанных с нарушением прав туристов во время поездки, когда возникает необходимость принятия срочных мер по их эвакуации и расселению. И выделять на эти цели соответствующие финансовые ресурсы.

 Что еще предлагали участники круглого стола? Создать экспертный совет по безопасности, специальную службу по обеспечению безопасности туристов, межведомственный координационный совет и прочие надстройки. Организовать фонд оперативного реагирования. Принять отдельный закон по страхованию выезжающих за рубеж. Расширить штаты консульских служб за рубежом. А член комитета Госдумы по безопасности Сергей Абельцев даже предложил создать туристический спецназ, чтобы выручать туристов силовыми методами.

«Все это замечательно, - резюмировал член Совета Федерации Юрий Смирнов. – Хороших идей много, и я слышу их уже на протяжении нескольких лет. Но, может быть хватит разговоров? Не пора ли депутатам перейти к делу и приступить к разработке конкретных законопроектов?». (Ирина Тюрина, RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно