Калуга

«Предсказать сейчас спрос на Крым так же сложно, как цены на нефть»

Выступая на недавнем международном инвестиционном форуме в Сочи, генеральный директор компании «НТК Интурист» Виктор Тополкараев назвал сезон-2016 уникальным для развития внутреннего туризма. На фоне закрытия Турции и Египта, ослабления рубля турпоток на курорты России в среднем вырос на 15%, в Крым – на 20-25%. При этом динамика спроса на организованный массовый туризм значительно превысила темпы роста по рынку в целом. В частности, в «Интуристе» объемы продаж в Крым и на курорты Краснодарского края выросли в несколько раз.

Однако, как полагает г-н Тополкараев, в следующем сезоне, с возвращением Турции и ожидаемым открытием Египта, турбизнесу придется всерьез заняться формированием конкурентоспособного соотношения «цена-качество» российских курортов. Иначе потери неизбежны. «В этом году Крым и Краснодарский край оказались вне конкуренции. Конкурентов просто не было, их закрыли. Сейчас ситуация резко изменилась. Трудно предлагать российские курорты, когда турецкий отель 5* с системой ultra all inclusive стоит столько же, сколько отечественный 4* на базе завтраков», – сказал он RATA-news.

По словам гендиректора компании «Алеан» Ильи Уманского, в этом году действительно не было ни одного российского направления, которое бы не показало рост. Лидером выступил Крым. Отлично отработали аэропорт, переправа. Существенно поменялась структура загрузки местных отелей, так как в выигрыше оказались те, кто работал с операторами. По оценке директора принимающей крымской компании «Турэтно» Андрея Пылова, на долю организованного потока в этом году пришлось не менее 20% общего въезда в Крым. «Одновременно с налаживанием транспортного сообщения вырос самостоятельный поток. Впервые за последние два года начал грузиться частный сектор», – добавил он.

Но на повторение нынешнего результативного сезона операторы не рассчитывают. Особенно тревожны ожидания по Крыму. «Таких тепличных условий, как сейчас, у полуострова уже не будет, и отток туристов ожидаем. Нам бы удержать те объемы, которые были в этом году. Мы не планируем количественного роста в 2017 году, сосредоточимся на доходности», – сказал RATA-news президент группы компаний «Кандагар» Борис Зелинский. «Сейчас говорить о спросе рано, первые оценки появятся к концу ноября, когда стартуют ранние продажи. Реально картина прояснится лишь весной. Но спад по Крыму неизбежен, вопрос только в его глубине. Следующий год будет острым, проблемным», – сказал Илья Уманский.

Гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин согласен, что будущий сезон может быть сложным, но говорить о резком падении спроса не готов: «Предсказать сейчас спрос на Крым так же трудно, как цены на нефть. Ясность появится не раньше Нового года. Аргументов «за» и «против» отдыха в Крыму примерно поровну. Но, в любом случае, объективных предпосылок для падения спроса я не вижу. Рост потока в нашей компании в этом году составил 20%, в деньгах – 25%. В следующем году планируем +10% и +17% соответственно. Мне кажется это реальным, хотя бы потому что многие россияне еще не побывали в Крыму. Люди едут не только на пляжи, но и просто посмотреть. Этот интерес фиксируют многие опросы», – пояснил он.

Кроме того, крымская и федеральная власти приложат усилия для сохранения нынешнего роста. Инструменты для этого есть, пока они применялись очень осторожно, например, дотирование перевозки, и могут быть усилены в случае необходимости, полагает эксперт. «Главное, что Крым остается лоукостером на нашем рынке. Он все равно дешевле не только зарубежных курортов, но и Краснодарского края. Доходов у россиян больше не стало, поэтому Крым останется востребованным направлением», – сказал он.

По словам гендиректора компании «Мультитур» Дмитрия Шарова, планы на будущий сезон омрачаются очередным витком эйфории у отельеров: «Сейчас время активного контрактинга. Мы все силы расходуем на то, чтобы убедить гостиницы оставить цены на уровне нынешнего года или хотя бы поднять не более чем на 10%». В отелях верят, что туристы вернутся – на патриотической волне. Туроператоры говорят о другой волне – претензий на сервис, дороговизну, отсутствие необходимой инфраструктуры. По данным компании «Смимонитор», Крым остается лидером и в антирейтинге по отзывам: практически каждый третий оценивает стоимость отдыха как завышенную. Второй проблемой стал уровень сервиса. Транспортное сообщение негативных эмоций не вызывает – на них пришлось лишь 9% отзывов.

Илья Уманский подтверждает: нареканий на сервис действительно немало, и связано это не только с проблемами самого Крыма, но и с тем, что туда поехали «турецкие» туристы, привыкшие к другим стандартам. «Их отправляли турагентства, которые традиционно работали с Турцией, быстро переключились на Крым, но продавать его не научились», – пояснил он.

Директор крымской компании «Турэтно» Андрей Пылов надеется, что отельеры проявят благоразумие и не пойдут на «простое» повышение цен – из-за завышенной стоимости отдельные объекты и нынешним летом стояли полупустые. Но пока, как сказал Сергей Ромашкин, позиция отелей, как и год назад, большого оптимизма туроператорам не внушает. С ним согласен Виктор Тополкараев: «Мы не заключили пока ни одного контракта. Все откровенно завышают цены».

В числе проблем эксперты называют высокую стоимость авиабилетов в Крым. По словам Дмитрия Шарова, необходимо субсидировать авиаперевозки: «Перелет в Крым регулярным рейсом в сезон составляет 17 тыс. рублей на человека, это слишком много для семейного бюджета». «Сейчас перелет в Крым из одних и тех же регионов России почему-то на 30% дороже, чем в Краснодарский край», – добавляет Борис Зелинский.

Виктор Тополкараев предлагает субсидировать туроператоров за обеспечение турпотока в низкий сезон. «Это общепринятый международный опыт. В Крыму необходимо удлинять сезон. Правда, субсидирование применяют не только в низкий сезон, а по ситуации, иногда даже в качестве превентивной меры. При этом речь должна идти о потоке не в сотни, а тысячи туристов», – пояснил он RATA-news. Предложение о субсидировании вошло в проект постановления, подготовленный месяц назад Минкультуры в рамках разработки мер поддержки турбизнеса. Однако оно пока не подписано. «Мы ведем также диалог с крымскими властями о возможной поддержке из регионального бюджета, но ясности тоже пока нет», – заметил г-н Тополкараев. По его словам, выделенные бюджетные средства на поддержку операторов в бюджет же и вернутся – в виде трат туристов, создания рабочих мест, что особенно важно в Крыму с его коротким сезоном.

Борис Зелинский считает меры по поддержке конкретных туроператоров «непонятными». «Они не дают длительного эффекта. Нам нужно развивать инфраструктуру, строить дороги, пляжные зоны, системы водоэнергообеспечения. Что-то нужно делать с национализированными объектами, которые управляются крайне неэффективно. Думаю, поможет открытие второго аэропорта – в Севастополе. В Краснодарском крае их сейчас четыре, а у нас всего один, работающий на пределе», – сказал он RATA-news.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Версия для печати