Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Сергей Шпилько: «В России надо создавать единое туристское пространство»

09:18, 12 сентября 2012

Для всех уже очевидно, что после долгих лет застоя Москва резко активизировалась на туристическом рынке – и внутреннем, и международном. Понятно и то, что связано это с приходом в Комитет по туризму и гостиничному хозяйству Москвы его нынешнего руководителя Сергея Шпилько (фото). Самым громким из последних событий стало появление в городе даблдекеров – двухэтажных экскурсионных автобусов. Параллельно в Москве реализуются или готовятся не менее важные «незримые» проекты, которые должны сыграть колоссальную роль в возрождении туристической славы столицы и России в целом.

 

– Сергей Павлович, люди оглядывались на ярко-красные даблдекеры, которые ехали по московским улицам, фотографировали их на мобильные телефоны. Очень приятно было это видеть.

– Да, Москва оставалась единственной европейской столицей, в которой не было такого сервиса для туристов, и я очень рад, что удалось исправить эту ситуацию. Инвестором проекта стал крупнейший в мире оператор сити-туров – испанская компания City sightseeing. Сейчас готовим открытие первого в городе туристско-информационного центра. И параллельно ведем работу со специалистами отрасли и журналистами, которые могут внести серьезный вклад в продвижение туристских возможностей столицы. В прошлую субботу, например, в Москву приезжала очередная группа турагентств и журналистов из двадцати регионов России. Цикл ознакомительных туров в Москву мы проводим при поддержке авиакомпании «ЮТэйр» и аэропорта «Внуково».

С 18 по 21 сентября пройдет второй Международный московский туристский форум. В этом году он посвящен вопросам развития событийного туризма, созданию межрегионального турпродукта и вопросам обновления туристского законодательства. Приглашаем представителей турбизнеса на пленарное заседание – 18 сентября в отеле «Бородино». А 19 и 20 сентября в «Крокусе Экспо», в рамках выставки «Отдых 2012», пройдут круглые столы и семинары.

24 сентября из Краснодара стартует второе московское road-show по 25 городам. Начинаем рекламную компанию новогодних и рождественских туров в Москву, они будут намного дешевле, чем, например, в Подмосковье. В общем, планомерно реализуем свой раздел государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы»

 

– А с федералами вы работаете?

Конечно, хотя больше через Российский союз туриндустрии – и по созданию с участием Ростуризма объединения «Ростурпомощь», и по работе с Минкультуры в рамках подготовки новой госпрограммы развития культуры и туризма.

 

– Но ведь уже есть ФЦП, не многовато ли программ?

– Реализация федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», насколько мне известно, продолжится. Что же касается межотраслевой программы, то, судя по проекту, это, с одной стороны, стратегия развития туристской отрасли на перспективу, причем с отдельным финансированием. А с другой, ключевые направления этого проекта реализуются Минкультуры уже сегодня. Речь идет и о либерализации туристских формальностей, и развитии событийного и культурно-познавательного туризма, и регулировании условий деятельности маломестных средств размещения. То есть, наши коллеги из федеральных органов управления туризмом сразу взялись за вопросы, давно наболевшие и непростые. А задача региональных органов «туристской вертикали» – помочь им в этой работе, плодами которой воспользуются предприятия туриндустрии и сами регионы.

 

– Вы говорите о новых подходах к развитию въездного и внутреннего туризма? В чем может быть их суть?

– Не обязательно новых. Скажем, кластерный подход и механизмы государственно-частного партнерства хорошо известны. Равно как и принципы устойчивого развития туризма, предполагающие гармонизацию интересов бизнеса и задач сохранения природного и культурного наследия с учетом интересов местного населения. Вопрос в том, воплощаются ли они в жизнь или воспринимаются как благие пожелания, у нас это еще бывает.

Что же касается новых подходов, то сейчас, полагаю, на первый план выходит тема создания единого туристского пространства в стране. Не только в традиционной постановке этого вопроса, касающегося упрощения формальностей и обеспечения транспортной доступности. На мой взгляд, единство туристского пространства – это следование общим стандартам сервиса на региональном и муниципальном уровнях. И не только в смысле соблюдения общих требований к классификации гостиниц. Еще должны быть единая система туристской навигации и ориентирующей информации. Необходимо оборудовать автобусные стоянки и остановки туристских автобусов. Надо организовать туристско-информационные центры, провести аттестацию и аккредитацию экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов спортивного туризма. Надо создать общероссийский событийный туристский календарь, издать общероссийский атлас туристских маршрутов. И разработать взаимосвязанную систему профильных интернет-ресурсов, туристских брендов и т.д.

Речь не идет о том, что бы всех грести под одну гребенку. Но пиктограммы и шрифты на указателях к объектам показа и туристской инфраструктуры на территории страны должны быть общие, а на местах дополняться с учетом специфики. И вопрос о том, на латинице или на английском должны быть эти указатели, решать надо тоже для страны в целом. А уже, например, на Дальнем Востоке думать, добавлять ли к ним китайские названия. Иными словами, нужны своего рода стандарты туристского обустройства территорий.

 

– И организованы они должны быть, получается, по принципу пирамиды?

– В общем, да. Например, на «событийной» вершине – топовые мероприятия общероссийского и международного масштаба, а в основании – множество региональных и муниципальный туристских календарей. И сводные, и топовые календари мероприятий на следующий год должны публиковаться не позднее сентября текущего – с презентацией на выставках «Отдых» в Москве, Inwetex в Санкт-Петербурге, WTM в Лондоне, CITM в Шанхае и т.д. Иначе турбизнес просто не успеет конвертировать события в турпродукт и своевременно предложить его рынку. По тому же принципу можно сформировать маршрутный атлас страны, иерархическую систему туристских интернет-ресурсов и др.

 

– Но подо все это нужна нормативная база?

– Разумеется, хотя во многих случаях хватит методических рекомендаций, согласованных заинтересованными ведомствами и утвержденных приказом Минкультуры. Особенно если решение соответствующих задач в общем формате будет подкреплено софинансированием из федерального и регионального бюджетов. Плюс – использование возможностей государственно-частного партнерства. О том, сколько можно будет денег сэкономить, не изобретая «велосипед» таких стандартов гостеприимства на местах, я уже молчу!

 

– Но посильны ли эти требования будут для регионов?

– А у регионов остается право выбора – следовать им или нет. Но должно быть и понимание того, что, как театр начинается с вешалки, так и туризм – с состояния дорог, наличия общественных туалетов и тех же указателей. В России эти проблемы мало где решены. И зависит их решение не столько от органов управления туризмом, сколько от органов управления экономикой, финансами, транспортом и жилищно-коммунальным хозяйством. Для разработки планов застройки, отраслевых схем размещения объектов инфраструктуры такие стандарты и нужны.

 

– Непростая задачка. Думаете, получится?

Это же не моя или еще чья-то личная затея. Это выводы, подсказанные опытом развития туризма за рубежом и во многих российских регионах. Например – опытом создания еще командой Валентины Матвиенко по-настоящему яркого событийного ряда в Санкт-Петербурге, создания там же в 2004 году системы ориентирующей информации для туристов. Можно воспользоваться опытом работы Северо-Западного и других региональных отделений РСТ. А опыт многих регионов? А те же наработки последних полутора лет по развитию туризма в Москве? Пора интегрировать эту работу в общую систему регулирования въездного и внутреннего туризма в стране, включая опыт взаимодействия с туриндустрией. Без этого невозможна интеграция России в мировой туристский рынок.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно