Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Казань распродает отели

09:49, 12 августа 2014

На перенасыщенном игроками рынке гостиничных услуг Казани началась распродажа активов. Хозяева минимум шести известных отелей продают свой бизнес. Среди этих предложений – построенный к Универсиаде «Олимп», «Булгар», бутик-отель «Бон Ами» и другие. Эксперты отмечают, что рынок Казани переживает стагнацию из-за переизбытка номеров. Неплохо себя чувствуют разве что сетевые игроки, которые, благодаря масштабам своей деятельности, способны минимизировать затраты и привлекать новых клиентов.

Возвращаясь к отелям, ищущим новых хозяев: любопытно, что все объявления о продаже были обнаружены на сайте avito.ru.

Так, гостиницу «Булгар» контролирует Александр Сапоговский, влиятельный в 90-х бизнесмен, близкий к Камилю Исхакову. Реклама сообщает, что продается 9-этажное здания в центре города площадью 10 000 кв. м. за 900 млн рублей. В объявлении указано, что земля площадью 0,6 га под гостиницей тоже находится в собственности. В инфраструктуру объекта входят ресторан, салон красоты, бильярдная, сауна. Имеются парковочные места.

Компания вышла на рынок арендодателей в 1996 году, когда спрос на недвижимое имущество был высок, а конкуренция практически отсутствовала. Ближе к Универсиаде гостиницу слегка отремонтировали, обновив фасад.

Корреспондент «Бизнес Online» связался с продавцом «Булгара», которая сообщила, что рассматривается как продажа объекта, так и сдача его в аренду. Однако получить подтверждение этого от владельцев отеля редакции не удалось, а объявление на avito в итоге было скрыто. Что можно объяснить либо несогласованностью действий владельца и агента по продаже, либо желанием хозяев избежать огласки.

Что касается «Олимпа», то его собственник – одноименная группа, которую контролирует семья Минкиных. Еще в 2010 году владельцы анонсировали создание многофункционального комплекса «Олимп», куда входило два многоэтажных жилых дома, гостиницу, торговый комплекс, офисные помещения и подземный гараж. Гостиницу на 79 номеров тогда позиционировали как трехзвездочную.

Общая площадь 14-этажного здания составляет 6300 кв. м., оценивается объект в 686,3 млн. рублей. Лот представлен как готовый бизнес с укомплектованным штатом сотрудников, генерирующий ежемесячно 3-4 миллиона.

Напомним, что отель открылся накануне Универсиады, тогда его даже инспектировал мэр Казани Ильсур Метшин. Пресс-служба мэрии в июне 2013 года сообщала, что «Олимп» рассчитан на 103 места. Здесь предусмотрены два конференц-зала (на 100 и 40 мест), бизнес-центр, ресторан и лобби-бар.

Генеральный директор ООО «Олимп» Алмаз Минкин пояснил, что поскольку в районе это был единственный гостиничный комплекс такого класса, ожидаемая загрузка предположительно составит 70-80%, а в дни проведения массовых спортивных мероприятий и крупных международных конференций – до 100%.

В самом «Олимпе» заявили, что информация на сервисе avito соответствует действительности: «Мы выставили объект на продажу, чтобы оценить ситуацию. С заполняемостью все нормально, объявление подано для определения рыночной стоимости объекта. Но если кто-то серьезно заинтересуется, сделка состоится».

Ну а бутик-отель по адресу улица Фучика, 82 оценивается в 100 миллионов рублей. Его площадь составляет 1325 кв. м. Здесь 21 номер, сауна с бассейном и комнатой отдыха, банкетный зал на 120 посадочных мест, огороженная шлагбаумом собственная парковка. Продается объект как готовый бизнес.

Из других интересных лотов стоит упомянуть крошечный бутик-отель «Бон Ами» на 7 номеров, который анонсируется как «действующий бизнес с высоким доходом в престижном месте города Казани». «Прибыль от работы ежемесячно составляет от 500 тысяч рублей», – говорится в объявлении. Владельцы «Бон Ами» подтвердили, что действительно ищут покупателя, потому что хотят уйти на покой в связи с пенсионным возрастом: «Отель действующий, место хорошее. Бизнес поставлен, и имеется хороший номерной фонд».

Продается еще один готовый бизнес – построенная в минувшем году гостиница Tatarinn 3*. Она представляет собой трехэтажное здание в историческом центре города. Общая его площадь – 1760 кв. м., в гостинице 53 номера. Объект оценен в 220 млн. рублей.

В середине июля в казанских СМИ появлялись сообщения, что покупателей, способных выложить 1,1 млрд. рублей, ищет и отель «Мираж». Он принадлежит компании «Нира-экспорт», контролируемой сыном первого президента РТ Радиком Шаймиевым. Сообщалось, что годовая выручка объекта составляет 137 млн. рублей.

Один из экспертов местного гостиничного рынка, пожелавший остаться анонимом, поделился мнением, что эти объявления – не единственные, а желающих продать бизнес на самом деле больше: «Владельцы выставляют объекты на продажу, потому что работать стало нерентабельно. До Универсиады было не лучше. Что касается посулов и планов властей по увеличению турпотока в город, то обещать можно что угодно. Цена номера категории 3-4* вдвое ниже, чем в трехзвездочной гостинице какого-нибудь соседнего региона. Переизбыток номеров налицо.

Анонсируется, что у нас недостаток комнат, но такой вывод делается с оглядкой на проведение крупных международных мероприятий. Отельеры города еле сводят концы с концами, и такая ситуация у всех, кроме сетевиков.

Этот бизнес был рентабельным 6-7 лет назад, а потом пошел бум строительства гостиниц, пришли международные бренды. Рынок перегрет, все демпингуют, и денег на развитие не остается. Да и покупателя на гостиничный объект найти очень сложно».

Свое мнение о состоянии рынка высказали и представители Ассоциации рестораторов и отельеров: «Достаточно тяжелыми для работы средств размещения был первый квартал 2014 года: средняя загрузка отелей держалась на уровне 35-40%. В апреле дела наладились, но тут повлияло начало бизнес-сезона, проведение крупных мировых и европейских чемпионатов, российские и национальные праздники со значительным потоком туристов. В итоге с апреля по май 2014-го загрузка объектов категории 4-5* поднялась до 50-60%. Традиционно хорошо заполняется привлекающий туристов аквапарком отель «Ривьера», причем и в холодное время года, и особенно в летнее: в сезон отпусков загрузка доходит до 80%».

Руководитель поволжского отделения Cushman&Wakefield Елена Стрюкова таким образом прокомментировала попытки продать отели «Мираж» и «Сулейман Палас»: «Реализовать объекты собственники стараются давно и безуспешно, на мой взгляд, даже не потому, что цена не всегда адекватна, а потому, что объекты неформатные.

Чтобы понять, о каком формате я говорю, надо задаться вопросом: а кто может выступать в качестве потенциального покупателя? Как правило, это сетевые операторы, для которых гостиницы – понятный и основной бизнес. Это могут быть как международные, так и российские игроки. Бизнес-модели таких операторов четко выверены: они знают, какое количество номеров должно быть в гостинице, и какой площади должны быть номера, чтобы объект приносила прибыль.

Локальные же девелоперы зачастую строят отели в надежде, что эксплуатацией, обслуживанием и продажей номеров они будут заниматься самостоятельно. В Казани появилось много сетевых объектов в разных ценовых сегментах, конкурировать местным отелям становится нелегко. Спросите любого менеджера по продаже гостиничных номеров, и он скажет, что все корпоративные заявки (а это все-таки основные клиенты отелей Казани) предпочитают проверенный сервис трехзвездочного «Ибиса», чем местной «четверки», даже если цены одинаковые. Часто путешествующие люди меня поймут: да, сетевые отели бывают скучными и предсказуемыми, но от них знаешь, чего ожидать.

Когда мы консультируем собственников земельных участков и девелоперов, то не устаем повторять, что гостиничный бизнес – один из самых сложных с точки зрения управления и продажи услуг. Он требует не только знания рынка, но и ежедневного труда отделов маркетинга и продаж. Создавать отдельный департамент, когда у тебя отель на 80 номеров, не может быть выгодно. Вот и уходят, казалось бы, постоянные клиенты в другие средства размещения. Не спасет ни въездной туризм, ни специальные предложения «выходного дня».

Рынок переполнен. Построено много однообразных объектов, причем незанятые сегменты по-прежнему остались. При средней цене за номер в Казани и озвученной стоимости продажи гостиниц окупаемость выходит за рамки адекватной».

Коммерческий директор гостинично-развлекательного комплекса «Казанская Ривьера» Елена Войтко поделилась мнением, что, видимо, не всем удается эффективно вести бизнес: «Что касается выставленных на продажу средств размещения, то тот же формат бутик-отелей сложно продвигать. Такой формат популярен, к примеру, в Санкт-Петербурге, но там каналы продаж давно отлажены. Мы сами занимаем особую нишу – курортно-пляжно-аквапарковый формат.

Если говорить о прогнозах, то есть несколько факторов. Один отрицательный – общемировой кризис, введение санкций в связи с ситуацией на Украине. Что означает меньше конференций, меньше деловых командировок. Если сегмент делового туризма будет сокращаться, то пострадают все.

С другой стороны, сейчас власти активно работают над программами по привлечению туристов с внутреннего рынка. Если это даст свои плоды, то отрицательные факторы нивелируются положительными». (business-gazeta.ru)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно