Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Больше, чем в 2009 году, спрос на российские курорты уже не просядет

11:26, 12 марта 2010

Уроки кризиса. Московские туроператоры, члены Комиссии по внутреннему туризму Российского союза туриндустрии, прогнозы на летний сезон дают осторожно-благоприятные. «Больше, чем в 2009 году, спрос уже не просядет», - сказал вчера на пресс конференции в «Интерфаксе» президент группы компаний «Астравел» Валерий Лощиц (фото).

Конечно, все будет зависеть от покупательской способности россиян. И если царящее сейчас ожидание конца кризиса себя оправдает, люди будут тратить деньги на отдых. Похожий тезис сформулировал президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько (фото): «Рост спроса на рынке внутреннего туризма наверняка будет, вероятно на уровне 10 и более процентов. Но даже если только 5%, это уже хорошо в нынешней ситуации. И определяется это не столько фундаментельно-экономическими, сколько социально-психологическими факторами: важно, чтобы народ адаптировался к кризису».

Чтобы эти прогнозы оправдались, туроператоры ведут скрупулезную работу с объектами размещения на курортах. Не сразу все получается. Их открытый призыв к партнерам в Краснодарском крае учитывать в ценовой политике экономическую ситуацию в стране, сначала услышан не был и даже вызвал негативную реакцию краевой администрации. На сезон 2009 года цены на услуги размещения были объявлены на 15-20% выше, чем на лето 2008. Но дожили эти цены только до мая 2009 года, потом начали снижаться – жизнь заставила.

Зато к сезону 2010 года уроки кризиса были усвоены: объекты размещения вынуждены сдерживать рост цен. Во всяком случае, многие гостиницы, санатории и пансионаты Краснодарского края на летний сезон 2010 года предложили цены 2009-го, а некоторые даже снизили их. Повышение стоимости услуг санаториев и пансионатов юга России составило в среднем 5%. Этот показатель ниже уровня инфляции и даже отстает от роста цен на основные товары и услуги, потребляемые гостиницами.

А за границей все равно дешевле.

Но даже в этом случае, как и год назад, отдых в России остается более дорогим, чем на массовых зарубежных направлениях. Летние турпакеты Турции и Египта в большинстве случаев дешевле сопоставимого российского турпродукта.

В частности, отдых в отеле 3* на египетском курорте Хургада в первой половине мая стоит 26755 руб., включая перелет, полупансион и размещение в двухместном номере на 7 ночей. В это же время один из самых дешевых аналогичных турпакетов в Сочи – 32380 руб. При этом май в Египте – высокий сезон, а в Сочи – низкий.

В июне на курорте Кемер в Турции недельный пакет с размещением в отеле 3*, перелетом и полупансионом стоит 27786 руб. Аналогичный вариант в Сочи – 36500 руб., в Анапе – 39250 руб., в Крыму – 37840 руб.

В июле такая же путевка в Турцию обойдется в 27181 руб., в Сочи – 40780 руб., в Анапе – 51360 руб., в Крыму – 47840 руб.

В августе соответственно Турция – 31768 руб., Сочи – 40580 руб., Анапа – 53880 руб., Крым – 47840 руб.

Почему так дорого? Причин много. Коммунальные тарифы только в этом году выросли более чем на 20%. Растет стоимость транспортных услуг, прачечных, продуктов питания. Плюс в индустрии гостеприимства остро стоит проблема налогового бремени. В большинстве субъектов РФ после перехода на кадастровую оценку земли налог на землю увеличился многократно. При этом, например, санаторию для осуществления своих прямых функций нужна достаточно обширная парковая зона, дорожки для терренкуров, площадки для спортивных сооружений и т.д.

По словам Сергея Шпилько, неприятной новостью для многих объектов размещения стало решение правительства страны о передаче с федерального на региональный уровень функций финансирования детской оздоровительной кампании и долечивания больных, перенесших хирургические операции. В условиях дефицитности бюджета многих российских регионов совершенно очевидно, что расходы на эти цели будут сокращаться. «А если субъекты федерации и будут финансировать детский отдых и долечивание, то, в первую очередь, конечно, в санаториях, расположенных в этих регионах, - говорит Сергей Шпилько. - Значит приток «социальных» отдыхающих во всероссийские здравницы, во многом выручавший курорты в межсезонье, резко сократится. А выживать-то как-то надо»

Дешевле не будет. Так считает генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин (фото). «Объекты размещения поставлены в такие экономические условия, что их ценовой запас не превышает 5-10% от стоимости их услуг», - говорит он. Прежде всего, большинство курортных гостиниц и домов отдыха – сезонные предприятия. Г-н Ромашкин привел такой пример. Худшая из московских гостиниц загружена 200 дней в году, а лучшая из сочинских – 170 дней. Но налоги и зарплату персоналу оба предприятия одинаково платят круглый год. При этом налоговая нагрузка непомерно велика - около 30% в составе цены. Выше только в алкогольной и нефтяной промышленности.

Может ли измениться эта ситуация? «Думаю, отели могли бы инициировать процесс снижения налогового бремени, - говорит Сергей Ромашкин. – И вообще необходимо законодательно закрепить понятие сезонного предприятия, для которого в определенные периоды года налоги должны уменьшаться».

«В принципе, это реально, - считает Сергей Шпилько. - Уже 21 европейская страна понизила НДС для гостиниц до уровня 5-7%. Во многих случаях это решение принималось как антикризисная мера, направленная на поддержку индустрии гостеприимства. У нас же такие варианты всерьез даже не рассматриваются. Проблема в том, что, при всех колоссальных рекреационных ресурсах страны, развитие туристической отрасли в нашей экономике так и не стало одним из приоритетов».

 Надежды сезона. Туроператоры традиционно относят к внутреннему рынку Абхазию и Крым. Генеральный директор компании «Роза ветров» Елена Воеводина (фото) отметила, что единственным направлением, которое в смысле спроса не подвело турбизнес, оказалась Абхазия: летом 2009 года турпоток туда вырос в разы. «И к будущему сезону мы постарались сделать все возможное, чтобы под влиянием эйфории абхазские курорты не подняли цены, - говорит она. - Пока получилось, и летом мы вновь ожидаем роста на этом направлении».

Сергей Ромашкин предрекает блестящие перспективы Крыму, связывая это, в числе прочего, с изменением политической ситуации на Украине. «Я никогда не верил, что кто-то может отказаться от поездки на курорт из политических соображений. Но когда несколько моих знакомых решили не ехать в Крым, объяснив такой шаг недружественными отношениями России и Украины, я понял, что этот фактор работает». Во всяком случае, в Крым, который обычно принимает в год 1,5-2 млн. российских туристов, в прошлом году приехали не более 1,2 млн. наших соотечественников. «Но сейчас ситуация изменилась, и мы ждем рестарта в отношении к Крыму, второго дыхания», - говорит Сергей Ромашкин. По его мнению, рост спроса на этом направлении достигнет 30-40% по сравнению с прошлым годом.

Сергей Шпилько уверен, что никакой кризис не заставит россиян отказаться от поездки на лечение. Кавказские Минеральные Воды, например, в прошлом году показали среднее снижение турпотока всего на 3%, но многие здравницы, по-прежнему, были загружены на 100%. «Санатории, располагающие серьезной медицинской базой и квалифицированными специалистами будут востребованы всегда, - говорит г-н Шпилько. – Тем более что за рубежом аналогичное лечение стоит значительно дороже или вообще не предлагается на рынке путешествий за здоровьем».

Как помочь российским курортам. Отвечая на вопросы журналистов о том, что необходимо делать для повышения конкурентоспособности отечественного турпродукта, Сергей Шпилько перечислил основные проблемы. Надо снижать транспортные тарифы и стоимость энергоносителей. Развивать бюджетную и чартерную авиаперевозку, скоростное железнодорожное сообщение. «Сегодня чартерная перевозка по России облагается НДС, а на зарубежных направлениях этот налог не взимается», - подчеркнул г-н Шпилько. Вообще необходимо облегчать налоговое бремя в индустрии гостеприимства в части НДС, налога на землю, различного рода сборов и поборов.

Важно освободить от НДФЛ расходы на путевки внутри страны или, как минимум, освободить в полном объеме соответствующие расходы на санаторно-курортное лечение. Необходимо признать санаторно-курортное лечение страховым случаем и обеспечить беспрепятственную возможность его финансирования по линии добровольного медицинского страхования.

Нужно, чтобы государство более активно рекламировало отдых и лечение на отечественных курортах, как это делается во многих странах.

А собственно гостиницам, пансионатам и домам отдыха надо более гибко подходить к вопросу ценообразования и реагировать на спрос оперативно, а не тогда, когда путевки уже трудно реализовать, как это происходило летом 2009 года. (Ирина Тюрина, RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно