Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

Конфликт между «ИрАэро» и «Жемчужной рекой» гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд

05:09, 11 декабря 2018

С начала декабря рынок обсуждает ситуацию с «Жемчужной рекой» – отмену рейсов авиакомпании PegasFly, затем – по озвученной причине непродления допусков – «Алросы» и, наконец, конфликт с «ИрАэро», основным перевозчиком туроператора. Попытка копнуть глубже, чтобы разобраться во взаимоотношениях сторон, ничего не прояснила, а только запутала. Поэтому никаких выводов делать не будем, просто изложим факты и зададим вопросы, ответов на которые нет.

«Жемчужная река». Туроператор, являющийся российским представительством одноименной китайской компании, заявил о выходе на рынок России летом 2017 года. Первоначально ставка была сделана на «ВИМ-Авиа» и полеты из пяти городов. Но осенью 2017 авиакомпания обанкротилась, начало полетной программы было сорвано, а предоплату в размере $640 тыс. туроператор отсудил (и, скорее всего, так и не получил) лишь в мае 2018. Таким образом, не имея возможности вернуть деньги за несостоявшиеся не по ее вине туры, «Жемчужная река» понесла существенные финансовые издержки, не говоря уже о репутационных.

При этом туроператор изначально заявлял низкие цены, не скрывая, что планирует возмещать разницу благодаря китайским компенсациям за привлечение туристов на Хайнань.

Вторая попытка начать перевозку пришлась на декабрь 2017 года с PegasFly. Но снова неудача: китайские авиавласти в последний момент отозвали разрешение на выполнение рейса, хотя билеты уже были выписаны. В качестве альтернативы туристов отправили во Вьетнам.

Наконец, весной 2018 года началась полноценная полетная программа из Москвы – по пятницам из Жуковского на PegasFly. Старт был успешным, позже был добавлен второй рейс по воскресеньям. Осенью туроператор наконец-то планировал начать давно ожидаемые региональные перевозки – на «ИрАэро» из Казани, Самары и Уфы. Но китайские власти опять не согласовали полетные программы, начало программы передвинулось на октябрь. Когда рейсы, наконец, полетели, к Поволжью добавились Сибирь и Дальний Восток, оператор начал выходить на планируемые объемы. В какой-то момент казалось, что все проблемы позади. Но, к сожалению, они продолжились.

Сначала от сотрудничества с «Жемчужной рекой» отказалась PegasFly, выполнявшая московские рейсы. Как утверждает туроператор, перевозчик, в нарушение договора, потребовал предоплату вперед за большое количество рейсов. Вместе с тем, источник в PegasFly сообщил RATA-news, что партнер не выполнил свои финансовые обязательства, несмотря на то, что авиакомпания по его просьбе даже снизила размер депозита.

Потом, по словам туроператора, из-за несогласования китайскими властями слотов была остановлена полетная программа из Сибири на крыльях «Алросы». И, наконец, вечером 7 декабря возник скандал с «ИрАэро», обвинившей «Жемчужную река» в накоплении гигантской задолженности за выполненные рейсы – почти $2,3 млн. В ответ туроператор предъявил встречные претензии за несостоявшиеся в сентябре вылеты и заявил о готовности оплатить долги после проведения сверок взаиморасчетов. Перевозчик в ультимативной форме отказался. Тут еще всплыло ранее не известное ООО «Эверэйт» – присутствующее в реестре туроператоров юрлицо с фингарантиями по внутреннему туризму. А заодно, как оказалось, авиаброкер «ИрАэро».

Буквально за пару дней до этого конфликта «Жемчужная река» сообщила об инвестиционной сделке с гонконгской компанией Aviation Service (HK) Limited на сумму $100 млн. Из них $60 млн и есть компенсации за привлечение туристов – по некоторым данным, $300 за каждого, то есть всего за 200 тысяч человек. Источник поступления оставшихся $40 млн не уточнялся.

Вопрос. Может показаться, что «Жемчужной реке» просто хронически не везет с партнерами. Но если Китай так хочет привлекать российских туристов, что даже готов стимулировать туроператоров, то почему постоянно возникают проблемы с согласованиями рейсов, особенно в аэропорт Саньи? Напомним, что ранее с аналогичными проблемами сталкивался туроператор «Русь Тур».

 «ИрАэро» и «Эверэйт». На момент остановки полетных программ в эксплуатации «ИрАэро» было два Boeing 777, причем один из них, VP-BLI, утром 7 декабря сломался и застрял во Владивостоке, где и находился по состоянию на вечер 10 декабря. Поскольку для вывоза туристов из Китая вечером 10 декабря впустую погнали борт VP-BSJ из Москвы, скорее всего, это означает, что второй самолет неисправен. Есть сведения, что предназначенный перевозчику третий самолет – VP-BMR – прибыл в Москву 25 ноября и стоит в Домодедово. По информации источников, близких к авиакомпании, персонал для работы на нем планировали нанимать только в январе 2019 года.

При этом на 12 декабря у «ИрАэро» было запланировано количество перелетов, которое требовало наличия в строю трех самолетов: помимо рейсов для «Жемчужной реки», авиакомпания трижды в неделю выполняет субсидируемые рейсы на линии Москва – Владивосток. В нынешней ситуации – с одним невведенным в строй самолетом и одним неисправным – у перевозчика нет никакой возможности выполнить полетную программу без задержек и отмен. На 12 декабря были запланированы рейсы IO870/860 Хайкоу – Самара – Хайкоу и далее в Хабаровск, IO820 Санья – Петербург с последующим рейсом Петербург – Москва – Владивосток), и IO868 Хайкоу – Уфа.

Но самое интересное даже не это. Выяснилось, что «ИрАэро» реализует перевозки через «своего агента» – ООО «Эверэйт» (ИНН 9718035782), имеющего все признаки фирмы-однодневки или, если хотите, «прокладки». Зарегистрирована два года назад на номинального директора, имеет уставной капитал 10 тыс. рублей, за 2017 год показала убыток 22 млн рублей, заплатила налогов сильно меньше «норматива ЦБ». В 2017 году поставили другого директора с теми же признаками номинального – репетитора немецкого и китайского языков со ставкой 750 рублей в час Вересову Эльзу Константиновну 1990 года рождения. Еще месяц назад этот «генеральный директор» туроператора предлагала услуги репетитора на портале profi.ru. Ныне страница удалена, но отзывы можно увидеть в кэше Google.

Эти сведения получены из открытых источников – поисковой системы и файла кандидатов в присяжные. А вот никаких следов деятельности «туроператора» «Эверэйт» найти не удается, кроме объявления о вакансии. При этом на сайте компании указано, что ее специализация – оказание услуг туристам из Китая.

Опрос специалистов отрасли показал, что авиакомпании давно ушли от работы через подобные прокладки-однодневки: реализацией занимается либо сам перевозчик, либо специализированное подразделение (например, «Глобус» для авиакомпании S7), либо полеты организуют известные на рынке консолидаторы. При этом все заявления от имени «ИрАэро», которые делает заместитель генерального директора Сергей Крупнов, звучат в контексте «нам не заплатили», «мы ожидали поступления средств» и т.д. Фактически это означает, что перевозчик признает «Эверэйт» своей компанией. Лишь во второй половине дня 10 декабря было сообщено, что это все-таки агент, но «все деньги сразу перечисляет в авиакомпанию».

Вопрос. Зачем «ИрАэро» создала прокладку с номинальными руководителями без признаков хозяйственной деятельности и с очевидным транзитом денежных средств, если судить по балансу 2017 года? Налогов на зарплату уплачено исходя из одного минимального оклада в размере 25 тыс. рублей при убытках, повторим, в 22 млн рублей, а оборотах более чем 50 млн рублей. Кто все это делал, если в компании один сотрудник, да и тот – сомнительный генеральный директор?

«ИрАэро» и Aviation Service (HK). Самое интересное. Почти год назад, 25 декабря 2017, предполагаемый инвестор «Жемчужной реки» Aviation Service (HK) и авиакомпания «ИрАэро» заключили договор о выполнении рейсов №IR 2017/12-25. Уже через месяц, 24 января 2018 года, перевозчик заложил этот договор в АО КБ «Солидарность» (договор залога № 020-810/18ю/ЗИП1), очевидно, под кредитную линию. На тот момент у авиакомпании не было дальнемагистральных воздушных судов, первый Boeing 777 поступил лишь в июне 2018 года и почти сразу начал выполнять полеты для туроператора «Анекс тур».

Ранее Aviation Service (HK) была замечена в связях с «ВИМ-Авиа» – очевидно, часть рейсов выполнялась по их заказам, так как есть попытки, впрочем, безуспешные, отсудить деньги у перевозчика. Связи тянутся до рейсов в Льеж: администратором страницы Aviation Service (HK) в ВКонтакте является Георгий Бондаренко, в качестве места жительства которого указан бельгийский город Льеж. А именно туда выполнялся «странный» ежедневный рейс «ВИМ-Авиа», билеты на который продавались за чуть более 100 евро туда и обратно – то есть ясно, что основная функция рейса была грузовой. Это подтверждают фотографии на странице компании: самолет «ВИМ-Авиа» в Бельгии в момент погрузо-разгрузочных работ.

Ещё раньше Aviation Service (HK) имела отношения с компанией «Оренбургские авиалинии»: конкурсный управляющий этого перевозчика до сих пор пытается продать требование взыскания долга в размере чуть менее миллиона рублей.

Ключевая фигура, которая постоянно упоминается в связи с Aviation Service (HK), это Алексей Сумченко, в качестве представителя инвестора ое присутствовал на пресс-конференции с руководством «Жемчужной реки». Ранее трудился в «Ист Лайне», затем в «Аэрофлот-Карго», потом работал в «Оренбургских авиалиниях» и опять – Китай и перевозки в Россию.

Вопрос. Если Aviation Service (HK) является и инвестором «Жемчужной реки», и, задолго до этого, клиентом авиакомпании «ИрАэро», да еще таким, который помог ей получить кредиты – то что происходит сейчас, почему «ИрАэро» вредит своему партнеру? 

Даже по открытым источникам и достаточно беглому интернет-поиску видно, что конфликт между «ИрАэро» и «Жемчужной рекой» гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. И чем больше пытаешься найти здесь какую-то логику, тем меньше остается понимания. Но ясно одно: туристы и турбизнес снова стали заложниками чужих разборок.

 

Антон Горальчук, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно