Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Героическая судьба Пафнутьево-Боровского монастыря

10:22, 11 января 2010

В рамках Недели русского паломничества, организованной паломнической службой «Радонеж» с благословения патриарха Кирилла, состоялась поездка по монастырям Московской и Калужской областей.

Страшная медвежья сила и неприступность, мощные стены и приземистые башни в три метра толщиной с грозными именами – Сторожевая, Оружейная, Тайницкая, – таковым предстает перед взором паломников Пафнутьево-Боровский монастырь (фото), монастырь-воин, монастырь-мужчина.

 

Он был основан в 1444 году среди непроходимых лесов на берегу реки Протвы преподобным Пафнутием Боровским. Будущий смиренный монах, канонизированный в 1547 году, родился недалеко от Боровска, дедом его был принявший православие татарский сборщик дани – баскак.

 Поначалу братия во главе с Пафнутием построила небольшую деревянную церковь, освятив ее в честь Рождества Богородицы. Через пару десятков лет, когда храм перестал вмещать увеличившееся количество монахов, его разобрали и взамен деревянного возвели белокаменный собор, расписывал который иконописец Дионисий. Он же, напомним, писал иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля. В конце XVI века храм вновь разобрали, а на его месте возвели новый, пятиглавый, использовав при строительстве расписанные Дионисием блоки (фото). Сегодня сохранившиеся до наших дней фрагменты фресок хранятся в Москве, в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В соборе паломники могут приложиться к мощам святого Пафнутия Боровского. Все советские годы они бережно сохранялись в Псково-Печерском монастыре.

 

Собственно именно в XVI веке монастырь, занимавший очень важное стратегическое положение на подступах к юго-западным границам Москвы, окончательно приобретает не ушедшую и по сей день могучую крепостную стать. Территорию тогда обнесли стенами с башнями, сложили братские корпуса и трапезную с храмом Рождества Христова со звонницей, которую позже, уже в XVII веке, заменили на колокольню (фото).

 

В общем, вплоть до начала XVII века святая обитель только хорошела и богатела (фото).

 

Ее любили и часто посещали московские цари и царицы. Между прочим, именно в Пафнутьево-Боровском монастыре Василий III и Елена Глинская вымаливали у господа наследника. И вымолили, наконец, младенца, которому суждено было стать одним из самых зловещих правителей Руси – Ивана IV по прозвищу Грозный. А потом пришли Смутные времена. В 1610 году по дороге на Москву, а проходила она, да и сейчас проходит, мимо Боровска на Малоярославец, о котором речь еще впереди, «тушинский вор» Лжедмитрий II с поляками захватили и сожгли монастырь. Сделать это им удалось, правда, только после того как предатели открыли башенные ворота. Башня та – Тайницкая, и сегодня носит второе позорное имя Измена. Общее количество погибших защитников крепости-монастыря и укрывшегося в ней народа достигло 12 тыс. человек. Тогда же в неравной кровавой сече героически погиб предводитель русских, боровский воевода князь Михаил Волконский. Его убили в Рождественском соборе, смельчак до конечного мгновения жизни неистово бился с врагами. Монах-гид с почтением укажет конкретное место, где князь издал последний вздох, не выпуская из рук оружия. Храм ведь тот же самый. Память об этом ратном подвиге хранит герб Боровска, полученный им в 1777 году – сердце с крестом, как символ верности, в лавровом венке (фото).

 

После изгнания поляков обитель не быстро, но восстанавливается. К имеющимся храмам в 1670 году добавляется маленькая складненькая церковь Пророка Илии с больничными палатами (фото).

 

Во второй половине XVII века внутри монастырских стен разыгрывается один из актов старообрядческой трагедии. Весной 1666 года в монастыре появляется неистовый протопоп Аввакум, сосланный сюда на вразумление. Первая ссылка поборника старых обрядов продолжается чуть больше двух месяцев, вторая длится с сентября 1666-го по 30 апреля 1667 года. В этот день он отправляется в Сибирь, где, просидев 14 лет в земляной яме на хлебе и воде (диву даешься такой фанатичной преданности своим убеждениям), поднялся на костер. В Боровске же, так же в земляной яме 1 ноября 1675 года умерла голодной смертью самая ярая его сподвижница – боярыня Феодосия Морозова. В городе на месте предполагаемой гибели представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства ныне стоит небольшая часовенка-памятник, возведенная почитающими ее старообрядцами (фото).

 

Очередная драма разыгралась в обители в 1812 году, в лихую годину Отечественной войны. Французы во главе с Наполеоном разоряли монастырь несколько раз – сначала победоносно шагая в Москву, а потом спешно покидая ее. Погибло многое, в том числе богатейшая монастырская библиотека. В Боровске, кстати, сохранился дом, служивший императору ночлегом. И вновь обитель трудами монахов и послушников возвращается к жизни. К началу ХХ века в ней было уже шесть храмов. Одну из них – церковь Святителя Митрофана, Патриарха Цареградского (фото), возведенную вместо сожженной французами, освятили в 1819 году. В ней хранится ковчег с мощами благоверной княгини Анны Новгородской. В подклете – усыпальница архимандритов монастыря.

 

Еще более тяжелые времена начались для Пафнутьево-Боровского монастыря с приходом большевиков. Его закрыли в 1923 году, хотя монахи пытались как-то приспособиться к новой жизни, образовав сельскохозяйственную коммуну. Поначалу победители еще пытались соответствовать реноме порядочных людей, разместив в монастырских храмах и постройках музей, но потом не выдержали и поселили сюда насельников совсем другого склада – малолетних преступников, превратив святое место в исправительно-трудовую колонию, а из икон сколотив собачьи кормушки. В 1932 году с колокольни сбросили и разбили один из древнейших колоколов Руси, отлитый в 1488 году. Тогда же не стало храма Всех Святых, где покоились останки погибшего за Отечество князя Волконского. На его месте стоит вот это безобразное здание неопределенного желтовато-розового цвета (фото), в котором сейчас находится воскресная школа.

 

Но и на этом страдания святой обители не закончились, так как вскоре началась Великая Отечественная война. В монастыре разместились фашисты. Стены и храмы были неоднократно обстреляны и сильно пострадали от артиллерийских снарядов – и наших, и немецких.

Православной церкви монастырь вернули в 1991 году. Сегодня он выглядит вполне здоровым и ухоженным. В Поваренной палате (низенькое строение с крыльцом) (фото), чудесным образом сохранившейся постройке XVI века, располагается лавка, где продают горячий чай и кофе, вкусный монастырский хлеб и пышную сдобу.

 

Городок Боровск хоть и очень древний, возникший предположительно где-то в XIII веке, сегодня истинно по-провинциальному тих и неприметен. Паломникам будет интересно посетить Благовещенский Кафедральный собор (фото), где находятся посох преподобного Пафнутия Боровского и особо почитаемая резная в рост человека икона Николы Можайского, относящаяся ко временам Дмитрия Донского.

 

С 1880 по 1891 годы в Боровске жил Константин Циолковский, работавший здесь преподавателем. Память его увековечена и государством в виде трогательной скульптуры, и самодеятельным художником из местных, изобразившим знаменитого земляка на стене дома (фото). (Любовь Булгакова, RATA-news. Фото автора и с сайта монастыря)

 

 

 

Обсудить в telegram

вам может быть интересно