Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

Судьба сертификации в руках Минтранса

00:00, 11 января 2001

Как мы уже сообщали, 5 января в Министерстве транспорта РФ состоялась встреча первого заместителя министра транспорта Александра Нерадько и заместителя министра экономического развития и торговли Владимира Стржалковского. Одной из тем, обсуждавшихся на встрече, была ситуация, сложившаяся в области сертификации турфирм, осуществляющих продажу и бронирование авиабилетов. Вопросы, связанные с этой проблемой, были поставлены в письме руководства РАТА, направленном в адрес Минэкономразвития РФ как федерального органа исполнительной власти, курирующего туристическую отрасль. Напомним суть дела.

10 августа 1999 года Федеральная служба воздушного транспорта (ФСВТ) России по согласованию с Госстандартом России издала приказ “Об утверждении и введении в действие федеральных авиационных правил по сертификации организаций, осуществляющих деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок”. Документ зарегистрирован Минюстом России 28 сентября 1999 года под №1915. При этом в порядке, установленном Законом РФ от 9 июня 1993 года “О сертификации продукции и услуг”, Госстандарт России в перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, услуги по продаже и бронированию пассажирских перевозок не включил. В этом списке упоминается лишь организационное обеспечение перевозок на железнодорожном и воздушном транспорте. Однако в Федеральных авиационных правилах, утвержденных упомянутым выше Приказом ФСВТ, содержится пункт, согласно которому “Продажа и бронирование пассажирских и грузовых перевозок юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не имеющими Сертификат соответствия ФСВТ России, не допускается (с учетом требований ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. №60-ФЗ)”. Таким образом, хотя в строгом соответствии с действующим законодательством данный вид сертификации обязательным признан не был, после регистрации вышеупомянутого Приказа в Минюсте России сертификация организаций, осуществляющих продажу и бронирование пассажирских перевозок, стала обязательной. Причем с момента его опубликования.

Иными словами, уже на следующий день после публикации пресловутого Приказа у контролирующих, в частности, налоговых органов, появились пусть не бесспорные, но формальные основания для требования у турфирм, продающих авиабилеты, наличие Сертификата соответствия ФСВТ России. При этом в качестве органа сертификации ФСВТ была в оперативном порядке аккредитована только Специализированная экспертно-консалтинговая компания “Аэрогарант”, которая, с одной стороны, сертифицировать в сжатые сроки всех участников рынка, торгующих авиабилетами, естественно, не в состоянии. А с другой, - сами предприятия, согласно антимонопольному законодательству, должны иметь право выбора исполнителей работ и услуг, в том числе среди органов сертификации с учетом, в частности, их места расположения. В противном случае нетрудно представить, сколько проблем возникнет с сертификацией, сколько это займет времени и сколько потребуется средств на командирование экспертов.

В этой связи возникает еще одна проблема - оплаты самих работ по сертификации. Расчет соответствующих ставок оплаты в установленном порядке не утвержден. Фирмы выплачивают за сертификацию продажи авиабилетов суммы, эквивалентные, в ряде случаев, нескольким тысячам долларов США, что значительно превышает ставки оплаты работ по обязательной сертификации в других отраслях. Наконец, по данным, поступающим от турфирм ряда городов страны, налоговые органы в ходе проверок начали требовать наличие сертификатов соответствия, предусмотренных Приказом, изданным в свое время ФСВТ России.

По мнению РАТА, в свете всего сказанного необходимо принять следующие меры.

1. Провести дополнительную независимую юридическую экспертизу принятых по данному вопросу нормативных документов на предмет соответствия их действующему законодательству, и, в случае выявления противоречий, внести предложения по их изменению в соответствующие министерства и ведомства.

2. Получить официальное разъяснение Госстандарта России относительно обязательности или добровольности сертификации организаций, осуществляющих деятельность по продаже и бронированию пассажирских перевозок.

3. Добиться соответствующей ориентировки налоговых и судебных органов в части правомерности требований у турфирм сертификатов соответствия, выданных согласно упомянутому Приказу ФСВТ России.

4. Утвердить в установленном порядке расчет ставок оплаты работ по сертификации организаций, осуществляющих деятельность по продаже и бронированию пассажирских перевозок, на уровне, не превышающем аналогичные ставки в других отраслях.

5. Аккредитовать в срочном порядке органы сертификации организаций, осуществляющих продажу и бронирование пассажирских перевозок, в том числе в регионах Российской Федерации, с тем, чтобы сделать их услуги более доступными для участников рынка и исключить тенденции монополизации данного вида деятельности.

6. Официально ориентировать по существу поднятых вопросов органы управления туризмом субъектов Федерации и турфирмы, осуществляющие деятельность по продаже и бронированию пассажирских перевозок.

Мы не касаемся вопроса целесообразности обязательной, по существу, сертификации продажи и бронирования пассажирских перевозок, полагая, что этот вопрос должен быть еще раз рассмотрен федеральными органами исполнительной власти соответствующей компетенции с участием Минэкономразвития России и общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей. Не исключено, что в рамках общей концепции повышения эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности данный вид сертификации, с учетом уже высказанных предложений, целесообразно сохранить. Но, в любом случае, с учетом сложившейся ситуации, была очевидная необходимость обсудить ее с руководством Минтранса России, Государственной службы гражданской авиации.

Именно эти вопросы и обсуждались на совещании в Минтрансе РФ. Окончательных решений принято не было. Достигнута договоренность сначала еще раз детально изучить историю принятия приказа и процесс его реализации. Но, в любом случае, туриндустрия рассчитывает, что если сертификации продаж и бронирования пассажирских перевозок как таковая останется, то форма ее будет приведена в соответствие с законодательством и здравым смыслом.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно