Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Нэцкэ – миниатюрная японская скульптура в Эрмитаже

03:12, 1 августа 2016

В Ротонде Зимнего дворца Государственного Эрмитажа развернута выставка, организованная при поддержке Отделения стран СНГ Международного общества нэцкэ (International Netsuke Society). Для экспозиции подобрано сто восемьдесят нэцкэ и несколько инро XVII-XIX веков, предоставленных коллекционерами Москвы и Санкт-Петербурга. Впервые будут показаны произведения, которые десятилетиями хранились в частных собраниях и ранее нигде не демонстрировались.

Искусство нэцкэ – уникальное явление культуры Японии, зародившееся и получившее распространение в эпоху Эдо (1603-1868 гг). Из предметов сугубо утилитарных, служивших для крепления необходимых мелочей на поясе, нэцкэ в XVIII веке превратились в настоящие произведения искусства, украшавшие костюмы самураев и богатых горожан, а во второй половине XIX века они покорили сердца европейских коллекционеров.

Нэцкэ (нэ – «корень», цукэ – «прикреплять») – миниатюрная скульптура со сквозным отверстием, через которое пропускали шелковый шнур и привязывали к нему любой другой предмет небольшого веса – сагэмоно («подвешенная вещь»). Как правило, это был кисет для табака, футляр для курительной трубки, коробочка для лекарств или личной печати (инро) – необходимые в повседневной жизни предметы, которые можно постоянно держать при себе, закрепив на тканевом поясе оби. Шнур пропускали за поясом так, чтобы сагэмоно оставалось ниже его края и было доступно, а нэцкэ – выше и, за счет формы и объема, цеплялось за пояс, не давая предмету соскользнуть.

Способ ношения предметов на поясе был заимствован из Китая в конце XVI века, но самые ранние сохранившиеся образцы нэцкэ относятся к XVII столетию. Во второй половине XIX века традиционная одежда постепенно вышла из употребления, необходимость в функциональных нэцкэ практически исчезла, но их производство получило неожиданный импульс, когда Японию стали посещать зарубежные дипломаты, торговцы и туристы, для которых миниатюрная скульптура с изображением чужих богов и героев стала воплощением экзотики и удобным компактным сувениром. Также она остается предметом коллекционирования среди любителей японской культуры на всех континентах.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно