Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Почему Новосибирск оказался «чартерным» аутсайдером

08:07, 1 июля 2008

Более чем 20-процентный рост объемов летнего турпотока, зафиксированный в прошлом году, вывел новосибирский чартерный рынок на недосягаемый ранее рубеж в 28 тысяч туристов. Вместе с программами, выполнявшимися из ближайших к Новосибирску административных центров - Кемерово и Барнаула – западносибирский турбизнес вплотную приблизился к цифре в 40 тысяч туристов. Однако понять, насколько эти цифры соответствую реальному потенциалу регионального рынка, достаточно сложно.

Подводя итоги летнего сезона 2007 года,STIотмечал наиболее высокую с 1999 года среднюю загрузку воздушных судов, превысившую 90%. Решающим в достижении этого показателя стали не цены, а превышение спроса над предложением. То есть при существующей структуре предложения часть спроса осталась неудовлетворенной. Понять, насколько велика доля неудовлетворенного спроса, поможет сравнение «западносибирских» турпотоков с регионами, сопоставимыми по экономическим и демографическим характеристикам и геополитическому положению.

В марте этого года отраслевая газета «Туринфо» и информационное агентство «Интерфакс-Туризм» опубликовали результаты исследования турпотоков, формировавшихся в крупнейших отечественных туроператорских центрах. По запросу STI, также участвовавшего в подготовке исследования, наши коллеги предоставили статистические данные по вылетам, выполнявшимся прошлым летом из четырех административных центров Урала и Восточного Поволжья с населением от 1 млн. человек. В сферу интересов организаторов исследования были включены пять наиболее массовых направлений выездного туризма: Турция, Египет, Испания, Греция и Италия. В дальнейшем под общими объемами программ, выполнявшихся из городов Урала и Поволжья, будут подразумеваться суммарные данные по пяти упомянутым направлениям.

Сопоставление несопоставимого. Прямое сопоставление абсолютных показателей, характеризующих итоги реализации летних чартерных программ 2007 года, складывается не в пользу сибирского турбизнеса.

В летнем сезоне 2008 года общий объем прямого выездного турпотока из Новосибирска достиг рекордных 28 тысяч туристов. В том числе по четырем направлениям (Греция из Новосибирска в 2007 году не летала), попавших в поле зрения совместного исследования «Туринфо» и «Интерфакс-Туризма», эта цифра составила 21679 человек. Из уральских туроператорских центров по объемам выездного турпотока с Новосибирском сопоставима только Пермь, откуда в летнем сезоне 2007 года вылетели на зарубежные курорты 25177 туристов. При этом прямых рейсов в Италию и Грецию в расписании международного аэропорта «Большое Савино» не значилось.

Более чем в два раза превзошли Новосибирск по объемам выездного турпотока Казань (58326 туристов, вылетевших в Турцию, Египет и Грецию) и Уфа (52121 турист – в Турцию, Испанию Египет и Грецию). Каждый из этих городов в отдельности также значительно превысил суммарный показатель емкости западносибирского рынка, полученный при сложении усилий турбизнеса Новосибирска, Кемерово и Барнаула.

И уж совсем скромно выглядит Новосибирск на фоне Екатеринбурга. По пяти включенным в исследование направлениям из Екатеринбурга прошлым летом вылетело 180058 туристов, что в 6,5 раз больше общего объема летнего турпотока из Новосибирска в целом и в 8 раз превосходит показатели по четырем параллельно эксплуатируемым направлениям (Турция, Испания, Италия и Египет). При сравнении объемов уральского пула Екатеринбург – Пермь с западносибирской агломерацией Новосибирск – Барнаул – Кемерово превосходство уральцев будет пятикратным. При этом за рамками совместного исследования «Туринфо» и «Интерфакс-Туризма» осталась Челябинская область.

Весь прямой новосибирский турпоток был перевезен 167 рейсами, выполненными из аэропорта «Толмачево», что дало значительное (36,9%) увеличение частоты полетов по сравнению с предыдущим годом. В то же время за аналогичный период 2007 года из пермского аэропорта «Большое Савино» было совершено 172 вылета по трем направлениям, из международного аэропорта «Казань» - 265 (также по трем направлениям). А летняя программа, выполнявшаяся из международного аэропорта «Уфа», включала в себя 341 рейс.

При этом, рассматривая структуру прямого турпотока западных аналогов Новосибирска, следует отметить, что в Уфе и Казани львиная доля объемов пришлась на турецкие направления (86,9% и 91,3% соответственно). Наиболее близкой к новосибирскому показателю (76%), взятому по вошедшим в совместный обзор направлениям, вновь оказалась Пермь (75,2%). Альтернативной получилась екатеринбургская программа, где на турецкое направление пришлось менее двух третей итогового объема (62,9%).

Черная дыра. Даже при беглом знакомстве с цифрами не может не возникнуть вопрос: почему при сопоставимых, если не лучших, базовых критериях Новосибирск серьезно отстает в развитии зарубежных чартерных программ? Некоторые эксперты склонны искать причины в удаленности Сибири от традиционных центров летнего отдыха, что сказывается на стоимости перелета и, в конечном итоге, на стоимости турпродукта. Однако по этой логике зимой уже Новосибирск должен оказаться в привилегированном положении как минимум на тайском направлении. Тем не менее, этого не происходит. Средняя цена блока мест у перевозчиков, работавших минувшей зимой на тайском направлении в Новосибирске, опять же в среднем на треть превосходила предложения перевозчиков, работающих на московском рынке. А возможность воспользоваться регулярным перелетом «Узбекских авиалиний» со стыковкой в Ташкенте в финансовом плане выглядела привлекательнее перспективы приобретения билетов на регулярный рейс S7 на прямой перелет Новосибирск - Бангкок.

Стоит ли говорить, что в данном случае удаленность пункта вылета определяет стоимость перевозки отнюдь не в первую очередь. Исторически сложилось так, что формирование прямых зарубежных программ в западносибирском регионе происходило в условиях дефицита перевозки. В причинах возникновения и сохранения этого дефицита местные туроператоры склонны упрекать авиакомпанию S7, мягко говоря, без восторга относившуюся к появлению в аэропорту «Толмачево» альтернативных перевозчиков. Однако, объективности ради, стоит признать, что и большинство новосибирских туроператоров оказалось заинтересованным в сохранении доминирующего положения местного перевозчика, которое позволяло им защищать рынок от появления новых игроков, как столичных, так и местных. Новосибирские держатели блоков на чартерных программах, по сути, оставаясь субагентами крупных российских и зарубежных операторов, в условиях отсутствия конкуренции перевозок продолжали контролировать рынок, закрытый для реальных туроператоров. В этом совпадении стратегических интересов зародилась практика чисто политического дробления блоков мест по большому числу заказчиков, которая, с одной стороны, удовлетворяла туроператорские амбиции местных компаний, работающих с малыми объемами, а с другой позволяла перевозчику поддерживать высокие цены на перелеты по востребованным направлениям зарубежного отдыха. И даже прорывавшиеся на новосибирский рынок столичные туроператоры вынуждены были встраиваться в существующую схему формирования турпродукта.

Стоит отметить, что эта ситуация находит понимание у туристских властей Новосибирской области. Тезис о том, что вхождение в местный рынок чартерных перевозок столичных туроператоров ведет к его разрушению, неоднократно звучал на заседаниях Общественного совета по туризму при администрации области и сменившего его областного Совета по туризму. Инструментом разрушения назывался демпинг со стороны входящих в рынок крупных туроператоров, ведущий к подрыву экономических позиций мелких держателей блоков. Сохранение статус-кво привело к тому, что Новосибирск, являющийся крупнейшим в Западно-Сибирском регионе туроператорским центром, все больше отставал от признанных региональных лидеров и сейчас по объемам выполняемых зарубежных программ оказался на уровне провинциальных российских городов.

Лед тронулся? В сложившейся ситуации в проигрыше оказываются не альтернативные перевозчики и даже не крупные российские и зарубежные туроператоры, сосредоточенные до недавнего времени на борьбе за более перспективные рынки. Основной проигравшей стороной в условиях фактической стагнации регионального выездного рынка становится население региона. За счет завышения стоимости отсеченным от этого турпродукта оказывается низший ценовой сегмент потребителя, который в других регионах и составляет основу массового туризма. Снижение ценового порога на зарубежные туры, являющееся прямым следствием повышения конкуренции на рынке прямых программ, позволит вовлечь в туристский оборот новые слои населения. Те, кто в настоящее время не рассматривает зарубежные поездки в качестве варианта проведения отпуска, при снижении цены на турпродукт становятся туристами и начинают летать. И в этом заключен главный секрет екатеринбургского феномена.

Впрочем, долго находиться в состоянии консервации новосибирский рынок не может. STI уже отмечал тенденцию оттока новосибирских туристов на чартерные программы, организуемые из ближайших (и не только) городов. Крупные туроператоры, ограниченные в возможности работы на новосибирском рынке, ищут альтернативные варианты, и эти варианты не работают на развитие Новосибирска в качестве туроператорского центра.

Впрочем, положительная динамика тоже имеет место. Минувшей зимой в «Толмачево» долгосрочные программы по основным направлениям выполняли два перевозчика – S7 и «Трансаэро», что дало операторам возможность выбора. Как отмечают эксперты, с появлением конкуренции перевозок новосибирский рынок стал более открытым и доступным. Однако в летнем сезоне 2008 эта тенденция развития не нашла, скорее, уже по объективным причинам. Весь российский рынок авиаперевозок оказался поражен дефицитом судов. Проблема эта вызревала давно и связана с выводом из эксплуатации старого парка советских судов, дороговизной приобретения зарубежных аналогов, соответствующих международным требованиям. В итоге в наступившем сезоне западносибирский рынок остался в числе приоритетных только у его старожила – авиакомпании S7. Остальные перевозчики рассматривают запросы работающих в регионе туроператоров по остаточному принципу.

Тем не менее, структурные изменения регионального рынка прямых зарубежных программ, обозначившиеся в последний год, дают надежду на то, что его развитие пойдет по пути, пройденному турбизнесом крупнейших региональных туроператорских центров России. Тогда Новосибирск, как и Екатеринбург, будет представлять интерес для открытия дипломатических и туристских представительств развитых в туристском отношении стран. Что, конечно же, является следствием, а не причиной роста международных турпотоков.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно