РАТА-новости
Карлсон 15.05-15.06
 
ТурТрансВояж 24.06.2019
 
Мостурфлот с 18.07
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Ванд Китай
 
 
 
 
Grecotel май
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Июль
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
ГлавнаяРАТА-новости от 01.07.2008Почему Новосибирск оказался «чартерным» аутсайдером

Почему Новосибирск оказался «чартерным» аутсайдером


Более чем 20-процентный рост объемов летнего турпотока, зафиксированный в прошлом году, вывел новосибирский чартерный рынок на недосягаемый ранее рубеж в 28 тысяч туристов. Вместе с программами, выполнявшимися из ближайших к Новосибирску административных центров - Кемерово и Барнаула – западносибирский турбизнес вплотную приблизился к цифре в 40 тысяч туристов. Однако понять, насколько эти цифры соответствую реальному потенциалу регионального рынка, достаточно сложно.

Подводя итоги летнего сезона 2007 года,STIотмечал наиболее высокую с 1999 года среднюю загрузку воздушных судов, превысившую 90%. Решающим в достижении этого показателя стали не цены, а превышение спроса над предложением. То есть при существующей структуре предложения часть спроса осталась неудовлетворенной. Понять, насколько велика доля неудовлетворенного спроса, поможет сравнение «западносибирских» турпотоков с регионами, сопоставимыми по экономическим и демографическим характеристикам и геополитическому положению.

В марте этого года отраслевая газета «Туринфо» и информационное агентство «Интерфакс-Туризм» опубликовали результаты исследования турпотоков, формировавшихся в крупнейших отечественных туроператорских центрах. По запросу STI, также участвовавшего в подготовке исследования, наши коллеги предоставили статистические данные по вылетам, выполнявшимся прошлым летом из четырех административных центров Урала и Восточного Поволжья с населением от 1 млн. человек. В сферу интересов организаторов исследования были включены пять наиболее массовых направлений выездного туризма: Турция, Египет, Испания, Греция и Италия. В дальнейшем под общими объемами программ, выполнявшихся из городов Урала и Поволжья, будут подразумеваться суммарные данные по пяти упомянутым направлениям.

Сопоставление несопоставимого. Прямое сопоставление абсолютных показателей, характеризующих итоги реализации летних чартерных программ 2007 года, складывается не в пользу сибирского турбизнеса.

В летнем сезоне 2008 года общий объем прямого выездного турпотока из Новосибирска достиг рекордных 28 тысяч туристов. В том числе по четырем направлениям (Греция из Новосибирска в 2007 году не летала), попавших в поле зрения совместного исследования «Туринфо» и «Интерфакс-Туризма», эта цифра составила 21679 человек. Из уральских туроператорских центров по объемам выездного турпотока с Новосибирском сопоставима только Пермь, откуда в летнем сезоне 2007 года вылетели на зарубежные курорты 25177 туристов. При этом прямых рейсов в Италию и Грецию в расписании международного аэропорта «Большое Савино» не значилось.

Более чем в два раза превзошли Новосибирск по объемам выездного турпотока Казань (58326 туристов, вылетевших в Турцию, Египет и Грецию) и Уфа (52121 турист – в Турцию, Испанию Египет и Грецию). Каждый из этих городов в отдельности также значительно превысил суммарный показатель емкости западносибирского рынка, полученный при сложении усилий турбизнеса Новосибирска, Кемерово и Барнаула.

И уж совсем скромно выглядит Новосибирск на фоне Екатеринбурга. По пяти включенным в исследование направлениям из Екатеринбурга прошлым летом вылетело 180058 туристов, что в 6,5 раз больше общего объема летнего турпотока из Новосибирска в целом и в 8 раз превосходит показатели по четырем параллельно эксплуатируемым направлениям (Турция, Испания, Италия и Египет). При сравнении объемов уральского пула Екатеринбург – Пермь с западносибирской агломерацией Новосибирск – Барнаул – Кемерово превосходство уральцев будет пятикратным. При этом за рамками совместного исследования «Туринфо» и «Интерфакс-Туризма» осталась Челябинская область.

Весь прямой новосибирский турпоток был перевезен 167 рейсами, выполненными из аэропорта «Толмачево», что дало значительное (36,9%) увеличение частоты полетов по сравнению с предыдущим годом. В то же время за аналогичный период 2007 года из пермского аэропорта «Большое Савино» было совершено 172 вылета по трем направлениям, из международного аэропорта «Казань» - 265 (также по трем направлениям). А летняя программа, выполнявшаяся из международного аэропорта «Уфа», включала в себя 341 рейс.

При этом, рассматривая структуру прямого турпотока западных аналогов Новосибирска, следует отметить, что в Уфе и Казани львиная доля объемов пришлась на турецкие направления (86,9% и 91,3% соответственно). Наиболее близкой к новосибирскому показателю (76%), взятому по вошедшим в совместный обзор направлениям, вновь оказалась Пермь (75,2%). Альтернативной получилась екатеринбургская программа, где на турецкое направление пришлось менее двух третей итогового объема (62,9%).

Черная дыра. Даже при беглом знакомстве с цифрами не может не возникнуть вопрос: почему при сопоставимых, если не лучших, базовых критериях Новосибирск серьезно отстает в развитии зарубежных чартерных программ? Некоторые эксперты склонны искать причины в удаленности Сибири от традиционных центров летнего отдыха, что сказывается на стоимости перелета и, в конечном итоге, на стоимости турпродукта. Однако по этой логике зимой уже Новосибирск должен оказаться в привилегированном положении как минимум на тайском направлении. Тем не менее, этого не происходит. Средняя цена блока мест у перевозчиков, работавших минувшей зимой на тайском направлении в Новосибирске, опять же в среднем на треть превосходила предложения перевозчиков, работающих на московском рынке. А возможность воспользоваться регулярным перелетом «Узбекских авиалиний» со стыковкой в Ташкенте в финансовом плане выглядела привлекательнее перспективы приобретения билетов на регулярный рейс S7 на прямой перелет Новосибирск - Бангкок.

Стоит ли говорить, что в данном случае удаленность пункта вылета определяет стоимость перевозки отнюдь не в первую очередь. Исторически сложилось так, что формирование прямых зарубежных программ в западносибирском регионе происходило в условиях дефицита перевозки. В причинах возникновения и сохранения этого дефицита местные туроператоры склонны упрекать авиакомпанию S7, мягко говоря, без восторга относившуюся к появлению в аэропорту «Толмачево» альтернативных перевозчиков. Однако, объективности ради, стоит признать, что и большинство новосибирских туроператоров оказалось заинтересованным в сохранении доминирующего положения местного перевозчика, которое позволяло им защищать рынок от появления новых игроков, как столичных, так и местных. Новосибирские держатели блоков на чартерных программах, по сути, оставаясь субагентами крупных российских и зарубежных операторов, в условиях отсутствия конкуренции перевозок продолжали контролировать рынок, закрытый для реальных туроператоров. В этом совпадении стратегических интересов зародилась практика чисто политического дробления блоков мест по большому числу заказчиков, которая, с одной стороны, удовлетворяла туроператорские амбиции местных компаний, работающих с малыми объемами, а с другой позволяла перевозчику поддерживать высокие цены на перелеты по востребованным направлениям зарубежного отдыха. И даже прорывавшиеся на новосибирский рынок столичные туроператоры вынуждены были встраиваться в существующую схему формирования турпродукта.

Стоит отметить, что эта ситуация находит понимание у туристских властей Новосибирской области. Тезис о том, что вхождение в местный рынок чартерных перевозок столичных туроператоров ведет к его разрушению, неоднократно звучал на заседаниях Общественного совета по туризму при администрации области и сменившего его областного Совета по туризму. Инструментом разрушения назывался демпинг со стороны входящих в рынок крупных туроператоров, ведущий к подрыву экономических позиций мелких держателей блоков. Сохранение статус-кво привело к тому, что Новосибирск, являющийся крупнейшим в Западно-Сибирском регионе туроператорским центром, все больше отставал от признанных региональных лидеров и сейчас по объемам выполняемых зарубежных программ оказался на уровне провинциальных российских городов.

Лед тронулся? В сложившейся ситуации в проигрыше оказываются не альтернативные перевозчики и даже не крупные российские и зарубежные туроператоры, сосредоточенные до недавнего времени на борьбе за более перспективные рынки. Основной проигравшей стороной в условиях фактической стагнации регионального выездного рынка становится население региона. За счет завышения стоимости отсеченным от этого турпродукта оказывается низший ценовой сегмент потребителя, который в других регионах и составляет основу массового туризма. Снижение ценового порога на зарубежные туры, являющееся прямым следствием повышения конкуренции на рынке прямых программ, позволит вовлечь в туристский оборот новые слои населения. Те, кто в настоящее время не рассматривает зарубежные поездки в качестве варианта проведения отпуска, при снижении цены на турпродукт становятся туристами и начинают летать. И в этом заключен главный секрет екатеринбургского феномена.

Впрочем, долго находиться в состоянии консервации новосибирский рынок не может. STI уже отмечал тенденцию оттока новосибирских туристов на чартерные программы, организуемые из ближайших (и не только) городов. Крупные туроператоры, ограниченные в возможности работы на новосибирском рынке, ищут альтернативные варианты, и эти варианты не работают на развитие Новосибирска в качестве туроператорского центра.

Впрочем, положительная динамика тоже имеет место. Минувшей зимой в «Толмачево» долгосрочные программы по основным направлениям выполняли два перевозчика – S7 и «Трансаэро», что дало операторам возможность выбора. Как отмечают эксперты, с появлением конкуренции перевозок новосибирский рынок стал более открытым и доступным. Однако в летнем сезоне 2008 эта тенденция развития не нашла, скорее, уже по объективным причинам. Весь российский рынок авиаперевозок оказался поражен дефицитом судов. Проблема эта вызревала давно и связана с выводом из эксплуатации старого парка советских судов, дороговизной приобретения зарубежных аналогов, соответствующих международным требованиям. В итоге в наступившем сезоне западносибирский рынок остался в числе приоритетных только у его старожила – авиакомпании S7. Остальные перевозчики рассматривают запросы работающих в регионе туроператоров по остаточному принципу.

Тем не менее, структурные изменения регионального рынка прямых зарубежных программ, обозначившиеся в последний год, дают надежду на то, что его развитие пойдет по пути, пройденному турбизнесом крупнейших региональных туроператорских центров России. Тогда Новосибирск, как и Екатеринбург, будет представлять интерес для открытия дипломатических и туристских представительств развитых в туристском отношении стран. Что, конечно же, является следствием, а не причиной роста международных турпотоков.

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал грекотель 22.05
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100