Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Численность иностранных граждан, въехавших в Россию в 2004 г. по туристическим визам

08:07, 1 марта 2005
(тыс. человек)

№ в 2004

Страна

2004

2003

2002

1

Польша

353986

956188

979613

2

Германия

351099

288551

287255

3

Китай

283839

203264

266984

4

Финляндия

242816

242075

229863

5

США

181721

125553

110079

6

Франция

141113

118548

80322

7

Италия

125397

114443

101675

8

Великобритания

115622

90831

67202

9

Украина

84320

236289

260053

10

Эстония

74165

53884

43936

11

Япония

56780

55230

41555

12

Испания

51395

39376

44462

13

Латвия

50501

42860

38363

14

Южная Корея

44397

31886

24196

15

Турция

41888

30673

19142

16

Литва

40652

29984

76599

17

Нидерланды

33101

26653

22065

18

Австрия

32404

22583

16045

19

Швеция

31892

26256

20601

20

Израиль

26924

23936

22696

21

Швейцария

24369

19244

13572

22

Норвегия

23672

19892

14692

23

Дания

21131

15993

13776

24

Греция

18735

13658

8697

25

Бельгия

17475

14969

10994

26

Канада

17432

14809

12597

27

Австралия

14189

9065

8202

28

Монголия

14083

13530

21389

Всего въехало по туристическим визам

2860802

3151915

3105563

Общий въездной поток

22064213

22521059

23308711

Если цифры, собранные Федеральной пограничной службой, рассматривать формально, то «обвинять» в ухудшении туристического показателя надо Польшу и Украину, «упавших» сразу на 270-280%. Причины очевидны: Польша в конце 2003 года ввела визы, а на Украине в том же году отменили советские паспорта, и для выезда за рубеж необходимо было оформлять заграничные. При этом надо отметить, что общий въезд в Россию из Польши в масштабах этого конкретного потока сократился незначительно – на 103,7 тыс. человек. Введение же визового режима с Россией позволило более четко структурировать въезжающих по целям поездок. Судя по всему, раньше практически всех участников приграничного обмена записывали или в челноки, или туристы, хотя, как теперь выясняется, подавляющее большинство из них приезжали в Россию с частными целями. Во всяком случае, резко – на 270% снизилось по сравнению с 2003 годом не только число туристов, но тех, кто приезжал со служебными целями – их стало меньше на 142 тыс., или более чем на 300%. А вот число «частников» выросло сразу на 631,5 тыс., что примерно равно количеству «потерянных» туристов.

Однако ни Украина, ни Польша не являются для России более-менее значимыми донорами реальных турпотоков. А вот экономически развитые страны – Германия, США, Франция, Италия, Великобритания, Япония, Испания и другие в 2004 году свои показатели повысили. Для американцев, например, наша страна привлекательна еще и потому, что находится в долларовой зоне, и все контракты турфирмы-партнеры заключают в долларах. Как рассказала RATA-news генеральный директор компании «Тари тур» Марина Левченко, в прошлом году группы из США были столь многочисленны, что приходилось заказывать для них сразу по два автобуса. Среди австрийцев немало искателей приключений, они охотно покупают активные туры, небольшими группами едут на Эльбрус, на Камчатку. Приезжают туристы из Израиля, причем не русскоговорящие. Программу они выбирают традиционную, Москва – Санкт-Петербург, но просят делать ее максимально насыщенной.

Впервые в таблице передовиков въезда появилась Австралия, перевалившая пятизначную отметку. Из этой страны приезжает, в основном, молодежь, Россия входит в программу как один из транзитных пунктов путешествия по Европе. Австралийцы задерживаются у нас на 7-10 дней, а средний тур у них составляет 28 дней. По словам Марины Левченко, в прошлом сезоне «Тари тур» принимала по 50 туристов из Австралии еженедельно. Как отметила г-жа Левченко, среди клиентов фирмы есть даже реальные туристы из Турции. Они хорошо едут вне сезона, группами по 50-60 человек. У компании «Греэм Белл», как рассказал ее генеральный директор Павел Кретов, были туристические группы из Польши.

В общем, иностранцы в Россию вроде как едут. Но благополучной ситуация выглядит только на первый взгляд. Дело в том, что под видом туристов приезжают бизнесмены – потому что деловую визу получать трудно, дорого и долго. Едут спортсмены, артисты, «частники» и прочие категории гостей. А количество реальных туристов среди тех, кто въезжает в нашу страну по туристическим визам, каждый год, по оценкам туроператоров, уменьшается на 10-15%. Нынешнее состояние продаж туров в Россию зарубежными компаниями и того хуже – на 20-25% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

Более того, руководители принимающих компаний убеждены, что въездному турпотоку в Россию, если говорить именно о туристах, больше расти некуда, и он будет только падать. Генеральный директор компании «Академсервис» Леонид Исакович считает, что из данных, представленных в таблице, надо убрать практически всю Польшу, Эстонию, Латвию, Литву, Монголию, значительную часть Китая, по 80% Финляндии, Южной Кореи, Турции, Канады и по 50% США и Германии. Тогда получится цифра, более-менее соответствующая числу реальных туристов, побывавших в прошлом году в России.

Просчитать реальный турпоток несложно, говорит Леонид Исакович. 95% иностранных туристов, по-прежнему, едут в Санкт-Петербург, Москву и по городам Золотого кольца. 70% въездного потока размещаются в гостиницах туркласса, которые известны наперечет. В Москве это «Космос», «Россия», «Украина», «Измайлово». В Петербурге – «Прибалтийская», «Пулковская», «Советская», «Москва», частично «Санкт-Петербург». Остальные либо дороги, либо совсем непригодны для обслуживания иностранцев. Еще часть въездного потока берут на себя речные круизы, как правило, по Волге - между Москвой и Санкт-Петербургом: это порядка 25 судов по 250-270 человек на каждом, за навигацию теплоходы делают примерно 10 рейсов. Совсем немного туристов – порядка 2% едут в другие регионы России, в частности, по Транссибирской магистрали, на Байкал, Камчатку. Оставшиеся 3% покупают охотничьи туры, едут на лов семги в Мурманскую область или на рыбалку в Астрахань, совершают круизы по Лене и т.д. Собственно, больше туристов в регионы поехать и не может – их негде размещать.

«Вообще, по оценкам туроператоров, существующая российская инфраструктура - гостиничная, транспортная и т.д. - способна обслужить максимум 1,5 миллиона туристов в год, даже если предположить, что все номера в гостиницах туркласса будут отданы клиентам принимающих турфирм. К тому же, массовый туристический сезон в нашей стране короткий, он длится не более 100 дней в году, - говорит Леонид Исакович. – Наиболее посещаемые музеи тоже не могут «переварить» увеличивающийся поток посетителей. Не случайно многие питерские музеи стараются не заключать договоров с новыми партнерами из числа турфирм».

Но препятствием для увеличения турпотока становится не только нехватка гостиниц в России, но и стоимость услуг проживания, которая, собственно, и диктуется создавшимся дефицитом. На сезон 2004 года московские и питерские отели подняли цены на 20-30%, в этом году - на 30-40%. Как сообщают туроператоры, «Космос» и «Украина» подорожали в полтора раза. Двухместный номер в «Золотом кольце» в этом году стоит $450 против $300 в 2004, «Марко Поло Пресня» поднял цены с $200 до $350, «Мир» - с $50 до 100 евро, «Орленок» - с $90 до $175.

Прибавьте к этому подорожавшие билеты в музеи. Проведенный Российским союзом туриндустрии анализ цен входных билетов в крупнейшие музеи мира показал, что в России их стоимость уже вышла на европейский уровень, уступая только Тауэру и Ватикану. На ближайший сезон цены не изменили только московский Кремль и питерский Эрмитаж, зато Петергоф стал едва ли не самым дорогим музеем в мире.

Из-за повышения стоимости топлива дорожает транспортная составляющая тура. Не добавляет радости и курс доллара: за 300-рублевый туристический обед прежде турфирмы переводили $10, а теперь это уже $12. В результате за два года стоимость российского турпакета выросла на 50%, а за последние 5 лет - в два раза.

Опрос мнений туроператоров относительно остроты проблем, препятствующих эффективной работе в сфере въездного туризма, проведенный Российским союзом туриндустрии, показал: 76,7% опрошенных считают ситуацию с ростомцен на основные услуги, входящие в турпакет для иностранных туристов, критической. Разумеется, это снижает конкурентоспособностьотечественного турпродукта. А вот финансовый оборот въездного рынка за счет повышения цен растет, что может создать видимость успеха.

Решить проблемы въездного туризма без помощи государства невозможно. Необходимо использование всего арсенала методов антимонопольного, налогового, таможенного регулирования, реальное упрощение туристических формальностей для граждан экономически развитых стран, кардинальное увеличение бюджетных ассигнований на развитие и продвижение национального турпродукта, а также проведение необходимых исследований и совершенствование статистики. В противном случае с точки зрения въезда Россия еще многие годы будет оставаться в числе аутсайдеров мирового туристического рынка.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно