Что дорого – то мило?
Заманчивые темпы роста доходов на номер, стабильно высокая загрузка и благоприятная рыночная конъюнктура повышают интерес инвесторов к верхнему сегменту гостиничного рынка Москвы, который в последнее время демонстрирует тенденцию к расширению.
В сентябре 2005 года в Москве на Садовом кольце открылся новый люкс-отель, первый объект группы Raffles, вышедший под брендом «Swissotel – Красные Холмы». Эта гостиница привлекла внимание не только необычным дизайном и экзотическим – сингапурским - владельцем бренда,но и выбранным участком. До выхода на рынок Swissotel проекты гостиниц класса «люкс» тяготели к центру Москвы и, как правило, не выходили за пределы Бульварного кольца. Но относительная удаленность Swissotel от центра компенсируется хорошей транспортной доступностью, удачным дизайном, высоким уровнем оснащения номеров, их площадью, качеством и разнообразием услуг, а также соседством с одним из наиболее популярных деловых и культурных центров Москвы. Уже по итогам первых месяцев работы можно говорить об успехе этого проекта.
Учитывая дефицит участков, пригодных для развития гостиничных проектов в центре столицы, можно прогнозировать выход отелей класса «люкс» за пределы узкой зоны вокруг Кремля и Тверской улицы. Как показывает опыт Swissotel, хорошие шансы на успех могут иметь гостиничные проекты высокого уровня, развивающиеся в составе крупных деловых комплексов класса «А», при условии, в частности, привлечения к их управлению известной международной гостиничной марки.
Еще одна динамично развивающаяся подгруппа московского рынка средств размещения – так называемая нижняя граница верхнего сегмента, то есть отели 3-4* международного уровня. В течение 2003-2005 гг. здесь прибавилось почти 400 номерных единиц. До конца 2005 года ожидалось появление еще от 400 до 700 номеров.
Концентрация проектов нового строительства в верхнем сегменте гостиничного рынка объясняется высокой стоимостью строительства и выкупа прав аренды участков. Это кажется нелогичным только на первый взгляд. Дело в том, что земля стоит одинаково дорого для любых объектов, поэтому выгоднее строить средства размещения высокого уровня, чтобы оправдать высокие цены на проживание. А наличие выраженного платежеспособного спроса на гостиницы, уровень комфорта в которых соответствует международным стандартам, уменьшает сроки окупаемости проектов – во всяком случае, по сравнению с гостиницами более низкого уровня и с меньшей стоимостью услуг.
Сегодня на гостиничном рынке Москвы спрос превышает предложение. И это следствие не только роста потребности в этих услугах, но и сокращения номерного фонда, которое наблюдалосьв течение последних лет. Количество номеров в столичных отелях сокращалось, во-первых, из-за перепланировки и перепрофилирования действующих гостиничных предприятий, а во-вторых, из-за их закрытия.
Сегодня сокращение номерного фонда постепенно компенсируется активным строительством: к концу 2006 года в Москве планируется возвести около 1,4 тыс. новых номеров. Вместе с появившимися ранее (2000-2005 гг.) общее количество введенных в эксплуатацию номеров составит около 4 тыс.
Несколько слов об основных тенденциях 2005 года. Продолжился процесс приватизации гостиниц на основных гостиничных рынках России – в Санкт-Петербурге и Москве. При этом продажи 2005 года привлекли внимание рекордными суммами. В конце марта были проданы 60% акций петербургской гостиницы «Октябрьская» по цене, в четыре с лишним раза превышающей их первоначальную стоимость. В конце ноября в Москве были проданы 100% акций гостиницы «Украина» - почти за $275 млн., что почти на $100 млн. выше первоначально заявленной цены. Эти сделки говорят о высоком интересе инвесторов к гостиничному рынку в столичных городах.
В целом покупка готовых отелей оценивается участниками рынка как перспективное направление расширения бизнеса. В частности, такую тактику избрали в компании Intourist Hotels Group, пересмотревшей планы строительства новых гостиниц в регионах в пользу покупки и дальнейшей реконструкции уже действующих объектов. Аналогичной стратегии придерживается AMAKS Grand Hotel, представляющий, наряду с Heliopark Hotel Management и IHG, одного из крупнейших российских гостиничных операторов.
С выходом на региональный рынок компании AMAKS продолжился процесс формирования отечественных цепочек. Услуга профессионального управления гостиничной собственностью в интересах третьего лица получает все более широкое распространение не только в столицах, где эту роль традиционно выполняют международные корпорации, но и в регионах России. В последнем случае иностранный менеджмент, рассматривающий риски освоения новых рынков как неприемлемо высокие, все чаще заменяется российскими компаниями, пробующими свои силы в новом бизнесе. (Марина Смирнова, Colliers International, специально дляRATA-news H&R)
Гостиницы, закрытые к 2004 году | |||
Интурист | Тверская ул | 466 | 3*/средний сегмент |
Москва | Моховая ул. | 1 024 | 3*/средний |
Урал | Покровский б. | 350 | 2*/нижний |
Спорт | Ленинский пр-т | 401 | 3*/средний |
Минск | Тверская ул. | 352 | 3*/средний |
Киевская | Киевская ул., 2, стр. 1 | 197 | 1*/нижний |
Дон | Ярославская ул.,8 | 95 | 2*/нижний |
Дружба | Вернадского пр-т, 53 | 500 | н/а/средний |
Северная | Сущевский вал, 50 | 156 | 1*/нижний |
Вешняки | 2-ой Пятигорский пр., 10 | 20 | 3*/средний |
Москвич | Ул. Текстильщиков, 11 | 119 | 3*/средний |
Можайская | Можайское ш., 165 | 140 | н/а/средний |
Итого: | 3 820 номеров | ||
Гостиницы, заявленные к закрытию | |||
Россия | Варварка ул. | 3 078 | 3*/средний |
Мир | Новый Арбат, ул | 225 | 3*/средний |
Украина | Кутузовский пр-т, 2 | 1 024 | 4*/средний |
Центральная | Тверская ул. | 268 | 2*/нижний |
Итого: | 4 595 номеров | ||
Гостиницы, вышедшие на рынок в 2004 г. | |||
Золотое Яблоко | Дегтярный пер. | 72 номера | 4*/ верхний, бизнес |
Гостиницы, вышедшие на рынок в 2005 г. | |||
Swisshotel | Козмодемьянская наб. | 235 номеров | 5*/ верхний, люкс |
Холидей Инн | Лесная ул. | 301 номер | 4*/верхний, бизнес |
Савой | Неглинная ул. | 86 номеров | 5*/верхний, люкс |
Courtyard by Marriott - Moscow City Center | Вознесенский пер. | 218 номеров | 4*/верхний, бизнес |
Дружба | Тихорецкая ул. | 360 номеров | 1-2*/нижний, бюджетный класс |
Парк-отель «Волынское» | Староволынская ул. | 15 номеров | 4-5*/верхний, бизнес |
Итого: | С 2000 по 2005 год: | 2031 номеров | |
Строящиеся и близкие к выходу в 2006 году | |||
Мосрыбхоз | Пятницкая ул. | 30 номеров | 3-4*/верхний, первый класс |
Холидей Инн | Сущевский вал | 300 номеров | 4 */верхний, бизнес |
Холидей Инн | Сокольники | 250 номеров | 4 */верхний, бизнес |
Ritz-Carlton | Тверская ул. | 300 номеров | 5*/верхний, люкс |
Four Seasons | Моховая ул. | 300 номеров | 5*/верхний, люкс |
Итого: | 1180 номеров | ||
Источник:Colliers International, 2005 г. |