Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Авиаперевозки в мире снизятся на 3%, а в России - на 10-30%

08:07, 10 декабря 2008

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует на 2009 год убытки авиакомпаний на уровне $2,5 млрд. и спад объема пассажирских авиаперевозок на 3%. В России авиаперевозки могут упасть еще сильнее: российский Минтранс прогнозирует снижение на 10%, а эксперты - на 20-30%.

IATA вчера опубликовала прогноз финансового состояния авиационной отрасли на 2009 год. Прогноз оказался более оптимистичным, чем опубликованный три месяца назад. По мнению экспертов IATA, чистый убыток мировых авиаперевозчиков в 2008 году составит $5,1 млрд. (в сентябре ассоциация оценивала убытки по итогам года в $5,9 млрд.), а в 2009 году - $2,5 млрд. против $4,1 млрд. по предыдущему прогнозу. Глава IATA Джованни Бисиньяни пояснил, что коррекция финансового прогноза произошла за счет снижения цен на нефть и, соответственно, авиакеросин. При цене нефти выше $100 американские авиакомпании должны были получить $4 млрд. убытка, а при сегодняшнем прогнозе в $50 за баррель они закончат 2009 год «в нуле», говорится в отчете IATA. Тем не менее финансовое положение авиакомпаний сейчас г-н Бисиньяни назвал худшим за последние 50 лет.

Вместе с тем прогноз производственных показателей по отрасли IATA снизила. Если еще в сентябре ассоциация надеялась, что объем мировых авиаперевозок, несмотря на кризис, в 2009 году вырастет на 2,9%, сейчас она уже признает неизбежность спада. Снижение объемов авиаперевозок в среднем на 2% началось уже в сентябре-октябре, говорится в отчете. По итогам 2008 года сохранится небольшой рост (0,8%), обеспеченный высоким спросом в первом полугодии, но в следующем году, по мнению экспертов ассоциации, объем пассажирских перевозок упадет на 3%. Единственным регионом, в котором сохранится рост, будет Ближний Восток.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин, который вчера объявил собственный прогноз темпов роста авиаперевозок в России, был еще более пессимистичен, чем IATA: по его мнению, в России в 2009 году объем авиаперевозок может снизиться на 10%. Г-н Левитин отметил, что, наряду с железнодорожными, авиаперевозки оказались наиболее подверженным негативному эффекту кризиса видом транспорта.

Впрочем, эксперты считают, что прогноз Игоря Левитина может быть даже чрезмерно оптимистичным. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак поясняет более резкий спад авиаперевозок в России по сравнению с остальным миром рядом факторов. Прежде всего, российские авиакомпании до сих пор вынуждены тратить слишком много денег на обновление парка: пошлины на ввоз западных самолетов до сих пор не отменены, а меры по субсидированию лизинговых платежей не выполняются, говорит г-н Рыбак. Во-вторых, западные авиаперевозчики все же имеют доступ к относительно дешевым кредитным ресурсам, а российские занимают не дешевле, чем под 25%. Да и авиационный керосин на Западе дешевеет быстрее, чем в России. Г-н Рыбак считает, что в лучшем случае спад в 2009 году составит 20%, в худшем - 30%.

Гендиректор компании «Ютэйр» Андрей Мартиросов сказал «Коммерсанту» о возможном 30-процентном спаде. Оптимистичен только гендиректор ГТК «Россия» Сергей Михальченко: по его мнению, падение цен на нефть и перевооружение парка экономичными западными самолетами позволит авиакомпаниям снизить тарифы до такой степени, чтобы спрос на авиаперевозки как минимум сохранился на уровне 2008 года, а возможно, и вырос бы на 5-10%.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно