Калуга

Туроператорам по России банкротства не грозят

Внутреннего туризма не касаются риски, которые несут туроператоры, работающие на выездном рынке. Компании, предлагающие туры по России, не ведут между собой демпинговых войн, не пытаются захватить доли рынка, а значит, и банкротства в этом сегменте маловероятны. Такое мнение высказали эксперты Российского союза туриндустрии (РСТ) в ходе пресс-конференции, прошедшей вчера в пресс-центре «АиФ».

По словам пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, то недоверие, которое сегодня россияне испытывают к турбизнесу, вызванное громкими «уходами» туроператоров, не коснулось рынка внутреннего туризма. Тем более что мнение о том, что большинство наших соотечественников предпочитают отдых за рубежом, – миф. «Большинство россиян из года в год отдыхают именно в России, а не за границей. На отдых за рубеж выезжает лишь 5% населения, а 70% вообще никогда не бывали за границей. При этом 7,7% россиян отдыхают в Краснодарском крае (в 2011 году Кубань приняла порядка 11 млн. туристов), это самое стабильное направление отдыха в нашей стране», – сообщила представитель РСТ.

Всего, по данным официальной статистики, в России отдыхает порядка 30-32 млн. человек – речь идет тех гражданах, которые во время отпуска останавливаются в гостиницах, пансионатах, домах отдыха, санаториях и т.д. Это примерно 22% населения. «Если прибавить турпоток в Абхазию, Белоруссию и Крым, которые мы традиционно относим к внутреннему туризму, а также походников и рыболовов, получается, что внутренним туризмом охвачено не менее 30% населения России. Если сопоставить это с числом выезжающих за границу, станет понятно, что разговоры о кризисе всей туристической отрасли – явное преувеличение», – подчеркивает Ирина Тюрина.

Генеральный директор компании «Мультитур» Алексей Высоканов обозначил результаты продаж за первый квартал 2012 года трех операторов по внутреннему туризму – компаний «Алеан», «Дельфин» и «Мультитур». Они свидетельствуют о росте спроса на туры по России практически на всех направлениях. Самый высокий прирост показали экскурсионные туры в Санкт-Петербург (плюс 82%), путевки в Кавминводы (рост на 51%), Белоруссию (48%), Абхазию (32%), в Москву (20%) и Краснодарский край (15%). В то же время, из-за масштабного строительства несколько сократилось число запросов на отдых в Сочи (на 15%) и Туапсе (на 6%). Однако общая положительная тенденция сохранится и в дальнейшем, полагает г-н Высоканов.

По данным генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, выручка туроператоров на внутреннем рынке в 2011 году выросла на 20% по сравнению с 2008 годом, чистая прибыль – на 5%. Эти цифры, полагает он, позволяют говорить о том, что внутренний рынок на сегодня остается одним из самых перспективных. «В России просто невозможна ситуация, когда с туриста требуют доплату в отеле из-за банкротства туроператора, так как все расчеты с гостиницами и пансионатами происходят заранее, до заезда отдыхающих».

Г-н Ромашкин также отметил, что туроператоры постепенно возвращают риски отелям. Если в 2008 году доля жестких блоков, то есть заранее выкупленных мест, достигала 80%, то сейчас не превышает 10%. Отели имеют чистую прибыль не ниже 10%, туроператорам такое и не снится. «Мы считаем экономически справедливым, когда центр прибыли является и центром риска, а не наоборот. Как-то один из директоров отеля посетовал, что мои условия неприемлемы, я сел ему на шею. А я ответил: лучше сесть тебе на шею, чем самому лечь в гроб, живой я буду тебе полезнее», – рассказал Сергей Ромашкин.

Гендиректор «Дельфина» не видит также большого смысла в постоянном снижении цен. «Здесь много мифов, и самый опасный состоит в том, что если мы снизим цены, то продажи сразу вырастут, а с ними и доходы. Но так бывает не всегда», – заметил он. При этом Сергей Ромашкин выразил уверенность, что если турфирма занимается только внутренним рынком, банкротство ей не грозит. Например, кризис 2009 года практически не затронул внутренний рынок, поскольку здесь отсутствуют туроператоры-монополисты, никто не «раскачивает лодку» и не ведет демпинговых войн, которые, собственно, и приводят к краху компаний.

При этом генеральный директор компании «Алеан» Илья Уманский поднял вопрос: почему отдых в России по-прежнему дороже, чем в той же Турции? В пример он привел данные с сайта Booking.com, согласно которым цены на проживание в гостиницах Кемера вполне сопоставимы с ценами в Сочи – в мае-июне 2-местный номер в отеле 3* будет стоить от 14,5 до 27 тыс. рублей. Однако если учесть, что перелет и трансфер в нашей стране оплачиваются отдельно, на выходе отдых в Сочи обойдется от 31 до 55 тыс. рублей или еще больше, если лететь не из Москвы, а например, из Екатеринбурга, где билет стоит 18 тыс. рублей в оба конца.

«Чартерная перевозка, возможно, была бы выходом из сложившейся ситуации, так как ближе к сезону стоимость авиабилетов поднимается почти в два раза. Но, к сожалению, все попытки организации чартеров на наши ключевые направления проваливаются, – говорит г-н Уманский. – Дело в том, что чартерная перевозка априори менее выгодна для авиакомпании, чем регулярная. Тем более им нет смысла ставить чартерные рейсы, то есть создавать дешевую альтернативу на тех «сладких» направлениях, на которых и регулярные рейсы в высокий сезон позволяют зарабатывать хорошие деньги».

В такой ситуации, по мнению эксперта, государство могло бы предусмотреть отмену НДС на внутреннем авиасообщении – это сразу минус 18% от стоимости перелета, а также оказать поддержку низкобюджетным авиакомпаниям, которых сейчас буквально выдавливают с рынка. По словам Ильи Уманского, после ухода с рынка «Авиановы» в прошлом году тарифы на перевозку выросли почти в два раза.

Отдельного разговора, по мнению главы «Алеана», заслуживает ситуация с железной дорогой: скидок для туроператоров нет, групповой тариф выше, чем стандартный, стоимость проезда в поезде вплотную подошла к стоимости авиабилета. В итоге, растет число туристов, отправляющихся на отдых на собственном автотранспорте.

 

Нина Егоршева, RATA-news

Версия для печати