Интурмаркет 2020 02.10

Интересы отельеров будут отстаивать и IT-компании

С 27 августа 2014 года вступило в силу постановление правительства РФ от 15.08.2014 № 809 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713», регулирующее процедуру регистрации граждан по месту пребывания в гостиницах и иных средствах размещения.

По новым требованиям, это следует делать через электронные формы в порядке, установленном ФМС. Однако вопрос подключения напрямую к ППО «Территория» так и не решен, и противостояние отельеров с «Элпост» продолжается.

13 августа по инициативе президента Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга Владимира Васильева прошла встреча с IT-компаниями, разрабатывающими АСУ для гостиниц. В ней приняли участие представители сразу двух комитетов администрации города – по туризму и по развитию предпринимательства, «Союза хостелов», УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Общественного совета, Северо-западного регионального отделения РСТ. Присоединились и предприниматели из сферы туризма. От компаний-разработчиков АСУ (PMS) присутствовали «Апарти Системс», «Эдельвейс», «Хочуэто», Intellect Style и Fidelio.

Обсуждение проблем, возникающих у малых средств размещения при использовании единого ПО «Территория», было главным на повестке дня. Лоббирование единственного программного продукта, АС «Элпост», позволяющего передавать гостиницам информацию о прибытии и убытии иностранных и российских туристов в УФМС, привело к созданию естественной монополии. И, как следствие, – к установке необоснованно высоких расценок на услуги ООО «ФГС» как разработчика сервиса. А в связи с недостаточным правовым регулированием отсутствует возможность применения аналогичного ПО, но созданного другими компаниями.

Владимир Васильев озвучил основной «фронт работ». В частности, предстоит бороться за:

- снижение нагрузки на бизнес. Потому что дополнительные 100 рублей на каждого иностранца и 22 рубля на каждого гражданина РФ несут за собой серьезные расходы для средств размещения, если те не перекладывают эти затраты на самих постояльцев.

- снижение нагрузки на потребителя. 100 руб. за передачу данных + 100 рублей туристического налога (если его введут) составят 200 руб дополнительных расходов для каждого приезжего. Притом что место в хостеле стоит, допустим, 450 рублей в сутки.

- устранение частной коррупционной монополии. Ведь при появлении конкуренции рыночная цена на услугу образуется сама собой, даже без просьб ассоциации.

По итогам встречи принято сразу несколько решений.

Во-первых, чтобы защитить субъекты малого предпринимательства, не допустить монополизацию услуги, а также снизить необоснованно высокую цену на упомянутую услугу по учету, Общественный совет направит обращение в управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу. Причем по вопросу проверки сразу двух моментов: соблюдения требований федерального закона «О защите конкуренции» и обоснованности установленных расценок.

С целью создания нормальной конкурентной среды в сфере программных продуктов для миграционного учета совет организует рабочую группу. Она будет прописывать рекомендации по внесению изменений в нормативно-правовые акты РФ, привлекая к этому профильные объединения и заинтересованных представителей бизнес-сообщества.

Ну а к созданию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности в сфере туризма и гостиничного бизнеса (в том числе в жилом фонде Санкт-Петербурга), помимо совета, подключится и Комитет по развитию туризма.

В вопросе информационных технологий «фронт активных боевых действий» тоже велик. Дело в том, что ныне существующий регламент ФМС предполагает обращение гостиницы в региональное УФМС для подписания соглашения об информационном взаимодействии. Согласно ему, отель подтверждает выполнение требований по криптографии и электронной подписи, заключает соглашение с ФМС и обращается в организацию, предоставляющую ей АСУ (PMS). После этого обращения IT-компания подтверждает в УФМС свое соответствие федеральным законам (№152-ФЗ от 27.07.2006 и № 149-ФЗ 27.07.2006 г.) и пишет xml-файл для передачи данных из АСУ напрямую в ФМС. По словам представителя УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, этот регламент в конце июля был отменен, так что налицо определенный правовой вакуум.

В идеале механизм передачи данных по xml, с учетом имеющегося международного и российского опыта, должен выглядеть следующим образом: IT-компании обращаются в предлагающую стыковку организацию (в случае с Россией – ФМС) и в IT-отдел министерства. Организация проверяет эту фирму на соответствие требованиям, и та попадает в список аккредитованных поставщиков. После чего любое средство размещения, где АСУ установлено именно этой компанией, обращается в любое подразделение ФМС и получает согласие на передачу данных – опять же, после должной проверки.

Сегодня же каждый индивидуальный запрос на проверку IT-компании по инициативе гостиницы затягивает эту процедуру. К тому же не всегда образование работников ФМС на местах позволяет им делать технические заключения требуемого формата, так что качество проверки – тоже вопрос спорный. Кроме того, каждая новая проверка добавляет коррупционные риски и увеличивает затраты обоих предприятий, претендующих на стыковку. И, конечно, список аккредитованных it-компаний не должен быть закрытым, чтобы вновь появляющиеся разработчики АСУ (PMS) после прохождения стандартных процедур проверки в ФМС могли бы пополнять список «одобренных» организаций.

Выдвинутое ассоциацией предложение о бесплатной транзакции данных в УФМС возражений со стороны IT-компаний не встретило. Переговоры отельеров, представителей «Элпоста», УФМС и властей будут продолжаться.

Ну а гостиницам пока настоятельно рекомендуется не отмалчиваться и сообщать в общественные организации (РГА, НП «АМГ») обо всех фактах «миграционного рабства», то есть насильственного внедрения ПО, о чем уже говорил глава Российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин.

 

Кристина Голубева, RATA-news H&R

  • Еще материалы этой рубрики
Версия для печати